Решил написать несколько статей, посвященных уже давно прижившимся словам, некоторые из которых используются и в повседневной жизни, но которые имеют интересную морскую историю. Итак, поехали!
Красная нить. В 1776 году Адмиралтейство английского флота издало указ, по которому вo вce кaнaты гocyдapcтвeннoй бpитaнcкoй флoтилии необходимо было вплeтaть ниткy кpacнoгo цвeтa таким образом, чтобы нeльзя былo выдepнyть нить, нe paзмoтaв пpи этoм вecь кaнaт. При таком исполнении терялся смысл смысл и в отрезании части каната. С учетом того, что судно было буквально полностью пронизано различными канатами, можно было всегда отличить государственный корабль от частного. В дальнейшем, немецкий писатель Иоганн Гёте использовал выражение "красная нить" уже в переносном смысле в своем произведении "Родственные натуры", а дальше данное выражение укоренилось в русском, итальянском, французком, испанском языках. Забавно, что в английском языке данное выражение не прижилось, его аналог звучит как "to stand out, to run through"
Адмирал. Произошло это слово от арабского амиральбахр — повелитель (владыка) на море. Интересно и появление производного от адмирала звания - контр-адмирал, которой по смыслу приставки "контр" должен быть чем-то противопоставлен адмиралу. На самом деле это не так. Это звание появилось во времена Петра I, в XVIII в., когда основным боевым порядком линейных кораблей, была кильватерная колонна. Но большие соединения кораблей могли растягиваться на значительное расстояние, командовавшему ими адмиралу было сложно следить за всеми ними и управлять боевыми действиями. Особенно трудно приходилось ночью или в тумане. Для решения возникающих проблем на самый дальний, последний корабль адмирал назначал своего помошника, который имел право в крайних случаях руководить обороной флотилии. Для этого ему нужны были полномочия превосходящие капитанов линейных кораблей. В голландском флоте ввели адмиральскую должность «шаутбенахт» — «наблюдающий ночью», в английском — «риар-адмирал» — «тыловой адмирал», а во всех остальных флотах мира — просто контр-адмирал, то есть адмирал, находящийся в концевой части кильватерной колонны.
Семь футов под килем. Сам факт того, что под килем должно быть какие-то пространство, понятен любому здравомыслящему человеку, иначе лодка просто сядет на мель. Вопрос почему должно быть именно 7 футов, а не 6 или 5? На этот счет существует 2 версии: первая - семь просто красивое число, которое часто используется в различных поговорках, вторая - во времена, когда зарождалось мореплавание максмиальная осадка кораблей была в районе 2 метров, то есть примерно 7 футов. Таким образом, имея под килем глубину, равную осадке корабля, капитан может быть уверен, что не сядет на мель, даже в случае сильного волнения на море.
Тузик. Практически каждый, кто ступал на борт яхты, рано или поздно задавался вопросом, почему обычная с виду резиновая лодка называется собачьей кличкой и какая тут может быть связь. Связи нет никакой. Тузик это уменьшительное производное от "туз" - самая малая из судовых лодок, имеющая одного гребца и соответственно всего 2 весла. От цифры 2 и пошло название - two’s boat. Забавно, что в английской терминолгии данное название не прижилось и используется другая собачья кличка - динги (Dinghy)
© 2018 - 2024 Yachtclub Parus. | Design by W3layouts