07.01.2017г

Прямой аэрофлотовский рейс Москва-Гавана. 13 часов полета. Понимая ситуацию на Кубе с продуктами взяли с собой тушенку, сало, колбасу, др. продукты в т.ч специи. На заполненные по прилету миграционные карты никто из таможни даже не глянул. Просто собирают их, чтоб были. Зато сумки и чемоданы с продуктами пометили знаками «АХ» и отправили на дополнительный осмотр. После осмотра двух первых чемоданов стало понятно, что сырокопченую колбасу, сало, овощи из аэропорта не выпустят. Вовремя сообразив переложить продукты в непомеченные и уже осмотренные чемоданы, часть продуктов удалось спасти.

В аэропорту нас встретила команда Олега на заранее заказанном автобусе. Прибыли они в Гавану на два раньше нас. Дорога до Сьенфуегоса заняла около 5 часов. Самобытность Кубы ощутили уже на первой остановке в придорожном кафе. В меню сильно пережаренные куры, что-то похожее на рис, жареный банан, помидор, капуста. Скрасил все немного ром. В туалет заходить можно только в обуви на толстой подошве.

В марину Сьенфуегоса прибыли около 19-00 часов. Чартерный персонал был еще на месте. Без проблем заселились на лодку, сказав, что принимать ее будем утром, поскольку выход был запланирован на утро 9 января. Сильно устав от дороги и перелета желаний было всего два: помыться и поспать в горизонтальном положении. Причал наш находился как раз напротив известного Ресторана Клаб Сьенфуегос (наверное, самое красивое здание в городе). Офис чартерной компании находится здесь же в одноэтажном здании. Туалеты и душевые в крайне запущенном состоянии. Первым мывшимся досталась теплая вода, следующим холодная, последним никакой.

08.01.2017г

С утра я пошел в офис оформлять документы и принимать яхту. В офисе забрали все паспорта для оформления пограничного формуляра, а также туристический сбор. В каждой марине при заходе и при выходе пограничники проверяют паспорта и делают отметки на документе. Часть команды занялась пополнением запасов провизии. Представленные по списку продукты мы заказали еще из дома. В марине имеется склад, с которого эти товары были нам отпущены.

Соль, сахар, вода, пиво, лимонад, сок, яйца и т.п. Ром. Ром продается везде и цена на него одинакова по всей стране от сельпо до аэропорта.

Дешевле искать бесполезно. Хлеб надо еще поискать, а найдя надо еще купить. Помог нам в этом русскоговорящий кубинец в футболке СССР. Купил хлеб за местные песо, т.к. за куки наотрез отказывались нам хлеб продавать. В магазинах пакетов нет. Там много чего нет. Такси в Сьенфуегосе недорогое. Представлено автомобилями ретро, мотоциклами с кузовом, гужевым транспортом, велотакси.

При приемке лодки были выявлены замечания по комплектации (ножи, кастрюли, одеяла, полотенца, весла для тузика, полупустые баки с бензином на тузике), технические (проблемы с газовой плитой, рулевое управление). Почти до вечера техники провозились в двигательных отсеках. Стучали, крутили, смазывали, били кувалдой. Этот процесс немного насторожил, как и чемодан ключей на лодке с запасными помпами, фильтрами, ремнями и т.д. Т.к. это было уже воскресенье, то мы могли с утра уже уйти из марины. К вечеру вроде укомплектовались. Накопительными танками настоятельно просили не пользоваться. Даже в маринах и на пляжах. В общем, эти краны мы не трогали.

Желающие осмотрели городские достопримечательности. Это всего две пешеходные улицы с магазинами и с сувенирами и площадь.

Поход был спланирован Яхт клубом Парус (Курск) тремя лодками: Лагун 45 (Ельников А.П.), Лагун 44 (Сивков А.Ю.), Лагун 42 (Лифинцев О.И.). Олег и Алексей брали лодки через Платтен Куба.

Поскольку Алексей брал лодку на неделю, вышел он в направлении Кайо Ларго 8 января часов в 10-11.

Прогноз погоды на неделю обещал нам попутный ветер (северо-восток, восток) 24-27 узлов. При данном ветре запланированная якорная стоянка на ночь на Кайо Гуано дель есте (маяк) или на Кайо Сал были практически не возможны. Решение было принято идти с утра на Кайо Ларго.

09.01.2017г

Переход на Кайо Ларго. 78 миль

Утра внезапно началось в 02-00 часов. С яхты Алексея ребята чудным образом (связь ОЧЕНЬ дорогая, интернета нет) дозвонились до Олега и сообщили, что один из двигателей стал, рулевое управление сломано, катамаран в дрейфе, передали нам свои координаты (южнее Кайо Ларго). Дальнейшая связь с ними прервалась. Мы немедленно сообщили об этом дежурному по марине. Нам сказали, что передадут эту информацию на Кайо Ларго и что лодке при этом месте положения ничего не угрожает. Мы и сами понимали, что ничего страшного лодке не угрожает, кроме того, что ее сносит дальше от берега в сторону Южной Америки, ну и не очень приятно, когда двухметровая волна бьет в борт, поскольку катамаран приводится лагом к ветру. Спасать их ночью никто не кинулся. Тихим сапом одного из движков и парусом Леха кое-как доковылял до отмели и бросил якорь. Утром в 9 часов за ними пришел катер с Кайо Ларго.

Отметившись у погранцов, с рассветом в 06-30 часов мы вышли из марины. До выхода из канала примерно пять миль. Запретную для плавания зону решили не обходить. Немного срезали и Кайо Гуано дель есте (маяк) и на Кайо Сал прошли с северной стороны. Как потом пояснили местные, запретная зона плавания установлена не в связи с военной необходимостью, а в связи с тем, что высокопоставленные люди любят здесь порыбачить. Обратно возвращались тем же маршрутом. Эксцессов никаких слава Богу не было.

Напротив маяка море окрасилось в бирюзовый цвет. Непривычная глубина 4-6 метров на такой удаленности от берега. Потом эта глубина считалась весьма нормальной, поскольку ходили и по нулевым глубинам. Примерно напротив восточной оконечности Кайо Ларго проскочили между рифами и пошли по морю. Заход к пляжу Сирена и в марину Кайо Ларго обозначен навигационными знаками.

Здесь непривычно справа красный, зеленый слева. В марину заходить можно и по правому и по левому каналам. При заходах в каналы глубина обозначалась до 0,2-0,5 м под килем. В марину зашли около 17-00 часов. На причале увидели Алексея. Наверное, ни разу в жизни я не был так рад его видеть. Движок с его слов починился заменой фильтра, а местный механик Данила сделал новый трос для рулевого.

Технические проблемы мы тоже хватанули в первый день. Примерно на середине перехода при ходу на автопилоте отчетливо стал доноситься стук справа по корме и в кормовой каюте появился запах жженого масла. При переходе на ручное управление данные «симптомы» пропали. Увидев пустой бачек масла на гидроусилителе руля решили, что все это от «обильной» смазки.

Марина Кайо Ларго – это два понтонных причала. Причем один из них занят местными лодками. По Кубинским меркам шикарная марина. Душ с постепенно холоднеющей водой, туалет, ресторанчик, продуктовый магазин, сувенирные лавки, дискотека. Первыми в марине нас встречали погранцы. С деловым видом изучали паспорта и сверяли фамилии с выданным нам формуляром, половина людей при этом уже разбежалась по марине. Немного стопорились, так как на лодке было два Ельниковых Евгения и две Ельниковых Ольги. Ребята дружелюбные. От кофе или шоколадки не отказываются.

Через час причалил Олег на Лагун 42. Ребята похвастались первым уловом (барракуда, наваха). Что касается барракуды. Одни говорили, что ядовитая вся, другие, что только та, что больше метра. Встретившиеся местные рыбаки убедили нас, что есть эту рыбу можно. Вкусная оказалась рыба.

Хвостик лобстера в ресторанчике на причале обошелся нам по 20 куков.

10.01.2017г

Кайо Ларго

Утром отправились на поиски Данилы мастера и осмотр местных достопримечательностей около марины. Из достопримечательностей справа от марины расположена черепашья ферма, где в нескольких бассейнах находятся черепашки разного возраста.

В одном из бассейнов их можно доставить из воды. Стоимость посещения 2-3 кука. Чуть дальше табачный магазин. На маленькой площади перед мариной сувенирные лавки и магазин. Напротив офиса марины есть банк. Стоимость стоянки в марине 0,7 кук за фут длины лодки (также и на Хувентуде).

Нашли Данилу мастера, который хорошо говорит по-русски. Открыв моторный отсек, с деловым видом там покопался там, сказал, что надо чинить. Что чинить – не сказал. Мы попросили его масла долить в гидроусилитель. Сказал, что масла в марине нет и его надо заказывать. Угостив Данилу домашним русским напитком, выяснилось, что масло к вечеру должно появиться. К вечеру масло появилось (долили нам бесплатно). Проблема вроде отпала.

При попытке выйти на пляж Сирена двумя лодками, Олег не смог запустить правый двигатель. Через два часа ерзанья Данилы по моторному отсеку ребята вежливо попросили его удалиться. Сами нашли перебитый или отгоревший провод и заменили его. Движок завелся. Теперь категорично стало ясно зачем нам чемодан ключей дали на борт.

Мы своей лодкой отправились осматривать окрестности. Глубины везде минимальные. Высадились на тузике на пляже Сирена. Экипаж пошел в дельфинарий купаться с дельфинами. По словам участвовавших и их счастливым лицам – незабываемые впечатления. За долю малую им вручили диски с фотографиями. На пляже есть неплохой ресторанчик. Купались, загорали на пляже.

При заходе в главный канал с левой стороны остров с крутым песчаным берегом. На этом острове множество игуан, которых можно покормить и погладить. Прошли по главному каналу максимально на север. Выйти на северную часть острова через него не смогли. Глубина 0.00. Вернулись в марину.

Много лодок ночевало на якорях около пляжа Сирена. Большинство лодок на причале оказались с российскими экипажами, что способствовало новым знакомствам с интересными людьми. Один из них Васильев Д.В.

11.01.2017

Переход на Кайо Россарио.25 миль

Идти решили южнее рифов, хотя есть маршрут между рифами и островами. Знающие рыбаки сказали, что самая рыбалка как раз на свале перепада глубин. Как только вышли южнее рифов рыба не заставила себя ждать.

На попутнике быстро долетели до Россарио. Из-за ветра на пляж зайти не смогли. Вход в канал Россарио обозначен буями, кроме того виден визуально.

Стали на якорь на западной стороне острова чуть выше середины канала. Визуально казалось, что там небольшой пляж, оказалось топь среди мангровых зарослей.

По данному каналу постоянно курсируют маленькие баркасики и увидев новый катамаран сразу причаливают к нему предлагая лобстеров. Лобстеров хватает на всех, поскольку трюмы забиты ими до верху.

На вопрос о стоимости, сказали, что за куки не продают – только обмен. Менять предложили на ром, кофе, пальчиковые батарейки. Поскольку с пальчиковыми батарейками был напряг, мы им снарядили рома, пива пару бутылок, тушенки банку, шоколад Аленка. Лобстер примерно по 1 куку обошелся. Взяли по штуке на члена команды.

Мы их сварили в привезенных из дома специях и ели три дня. Последние были раскрошены в салат под условным названием «Россарио».

12.01.2017г

Переход на Кайо Матиас. 34 мили

С рассветом снялись с якоря. Запланированная заранее ночевка на Пунта дель эсте острова Хувентуд сорвалась из-за ветра.

К Кайо Матиас подошли через довольно узкий канал. Проход отлично виден визуально, поскольку рифы практически на поверхности воды. Обозначенный на карте пляж оказался узкой полоской песка среди мангровых деревьев. До самого берега дно заросшее водорослями. На берегу валяется разбитый корпус яхты.

На стоянке стали правее этой яхты. Подойдя к берегу метров на 30 по нулевым глубинам отдали якорь (не сразу, т.к. переклинило лебедку). На тузиках высадились на берег, произвели осмотр острова. Между небольшими пальмами удалось метров на 100 пройти вглубь острова. Далее непроходимые заросли. Вернулись на лодки.

13.01.2017г

Переход в марину Сигуанеа. 62 мили

Ввиду длинного перехода и запланированной стоянки на пляже Порто Франсес снялись с якоря до рассвета в 06-00 часов. С рифов выходили через западный широкий канал около маяка. Шли вдоль южного побережья Хувентуда. Волна 2-2,5м. В 13-00 часов стали к причалу на пляже Порто Франсес. Глубина у причала почти нулевая. Отличный пляж.

Два часа купания, загорания, фото. Не смотря на видимую цивилизованность пляжа никого кроме нас на нем не было, кроме нескольких местных. Один из них Сигуа вырезал фигурки из дерева, другие по кубинскому обыкновению ничего не делали. Поменяв две фигурки дельфинов на две бутылки рома с небольшой доплатой, продолжили путь дальше до марины. Вообще этот пляж стоит того, чтобы на нем провести хотя бы денек. В 15-30 вышли с пляжа.

Обогнув мыс, взяли курс на марины. Небольшая качка по короткой волне, т.к. курс точно на ветер. Вход в марину обозначен довольно таки узким фарватером. Тем не менее и моя лодка и Олегова присаживались на мель. Чуть поёрзав все-таки прошли. Это первое, что насторожило в этом значимом слове – «МАРИНА». Встречать нас вышли все кто был в марине, солдаты сбежались «зеленые человечки» (здесь же что-то вроде погранзаставы) и конечно пограничники в белых рубашках. Такое зрелище, наверное, там весьма редко: два ката заходят под российскими флагами. Став лагами мы заняли весь гостевой причал в марине.

Пограничник подтвердил нам то, что сказал его коллега на Кайо Ларго, что заходить нам в Нувэ Херона на лодках нельзя. Решение было принято добраться до города наземным транспортом (40км). В марине стоял автобус, который со слов работника марины Папи смог бы нас утром отвести в город.

Произведя вечером обследование марины выяснилось, что имеется магазин с продуктами, туалет есть, в единственной душевой отломана лейка. Местным заходить на причал, где лодки стоят, запрещено. Поэтому, чтобы поговорить с ними, приходилось к ним выходить с лодки. Вечер перерос в празднование Старого Нового года по местному времени. По-московскому мы его отпраздновали на 8 часов ранее.

14.01.2017г

Хувентуд

В 08-00 в марину прибыл микроавтобус с работниками марины. Даже я бы сказал с начальниками марины. Потому что ни поймешь кто из них за что отвечает, спорят, кричат.

А по марине только Папи носится то с ведрами, то еще с чем. Закупили немного продуктов. Готовы ехать в Нувэ Херону. Водитель автобуса вести нас не захотел, сославшись на «лысое» колесо. И то это выяснилось часам к 10. Потом один из начальников марины сказал, что он нам из города заказал автобус. Через час сказал, что это будет два микроавтобуса. К 12-00 один приехал. Сказали, что второй в пути. Мы конечно поверили, и команда с Олегом уехала. Через час меня пригласили к телефону, и парень по-английски сказал, что может приехать через час. Приехал через полтора, когда мы уже потеряв всякую надежду собрались в отель со звучным названием Colony. Туда автобус из марины возил бесплатно по требованию сколько хочешь раз (2 км). Доступ в отель свободный. Есть пляж, небольшой бассейн, пляж, ресторан.

В итоге час команды уехала в Нувэ Херона, часть в отель, двое остались на лодке. До города домчались на Понтиаке 1953 года. Алекс (хозяин такси) провел небольшую экскурсию, помог купить необходимые продукты, показал свой дом, угостил мороженым, которое делает машина прямо во дворе его дома. Мороженное вкусное. При переводе Алексом куков в песо все становилось очень недорогим. Очень.

Вывод дня: не надо полагаться на кубинцев. Говорят, очень много – ни делают ничего.

Все начальники марины в 13-00 загрузились в бус и уехали. Рабочий день закончился. Суета в марине бешеная. В итоге отправили одну лодку с дайверами, продали нам немного продуктов, взяли деньги за стоянку и все. Куба.

15.01.2017г

Переход до Кайо эль Навио. 45 миль

В 06-00 часов мы с Олегом пошли на заставу будить погранцов, хотя с вечера договорились, что они к нам придут. Всю заставу разбудил единственный дежурный – пес. Через десять минут два полганца были у нас на лодке с бумагами. Паспорта просто полистали для виду, попили кофе и получив по банке газировки покинули борт.

Пошли в обход Хувентуда с северной стороны. Ветер теперь все время был встречный. Переход показался быстрым и легким. Около 15-00 часов были на месте. Заякорились в месте, обозначенном на картплотере.

Внутрь подковы острова зайти не смогли – мелко. На остров выйти невозможно. Суши совсем не видно, только заросли. Зато волны нет.

16.01.2017г

Переход до Кайо Россарио. 43 мили

Снялись с якоря с рассветом. Проход через Канал де ла Круз обозначен простыми палками. При проходе с запада на восток палки необходимо оставлять по левому борту. Заход в канал начинается с нулевых глубин. Примерно в середине канала обозначенный палками проход перестал совпадать с показаниями навигатора. Пошли по навигатору. Зря. Присели на мель. Сдернулись сами минут через пять. Далее выходили по палкам. Между палками и берегом очень узкий проход. После канала вышли на встречную волну. Казалось, что самое страшное позади и впереди легенький переход. Но…

Примерно через полчаса после выхода из канала на ходу стал левый движок. Попытки завести успеха не принесли. Развернули стаксель и дали 1000 оборотов правым движком. Курс на 20° поменялся от нам необходимого. Решение: идти галсами, если движок не починится. Чуть стихший ветер указывал на то, что к Россарио придем глубокой ночью.

Старший помощник и механик занялись починкой движка. Причина остановки – саляра не поступает из бака. По датчикам в баке еще литров 300. Продувки, прокачки, замена фильтра результата не дали. Слили бензин из бака для динги. В каюте открыли пробку в баке. Накачали солярой бак для динги и еще пару пустых пятилитровых баклажек. Подсоединили минибак напрямую к движку. Завели. Потом присоединили к основному баку. Заработало! Причина всего происшествия стала очевидна, когда соляру в баклажки наливали. Солярка черного цвета.

На моторах еще засветло успели стать на якорь в Канале Россарио, там же где и в предыдущий раз. При заходе в канал с севера пошла отличная рыбалка. На ночном дежурстве Олег переделал спиннинг в удочку и натаскал 20 окуней в течение получаса.

17.01.2017г

Переход до Кайо Ларго. 24 мили

В 06-30 часов снялись с якоря. На выходе из Канала Россарио шла высокая встречная волна. В связи с сильным волнением на море было принято решение идти между рифами и островами. Под прикрытием рифов волна немного уменьшилась.

В 13-00 часов мы уже были на Кайо Ларго. Причалились прямо на берег на Пляже Сирена. Якорь закопали на берегу. После отдыха на пляже пошли в марину. Встретил нас там знакомый пограничник. Паспорта уже не стал смотреть. Завернул в наш документ шоколадку Аленка и отправился дальше служить.

Босс из офиса марины выпросил флаг нашего яхт-клуба. Теперь в офисе марины Кайо Ларго висит флаг яхт-клуба Парус.

Вечером сходили в ресторанчик, а потом плавно перетекли на местную дискотеку.

18.01.2017г

Кайо Ларго

С утра на местной лодке сходили на остров игуан. Покормили этих милых животных, пофоткались.

Желающие на лодке Олега сходили на пляж Сирена. Познакомились с французами, которые на 57-й лодке идут кругосветку.

19.01.2017г

Переход до Сьенфуегоса. 78 миль

Вышли с рассветом. Длинный переход. Пошли с северной стороны рифов и маяка. Ветер немного стих, но все равно лупил встречный. Скорость под моторами около 6 узлов. Опять через запретную зону. Судя по встречным судам – не только мы. В сумерках дошли до входа в канал Сьенфуегос. В заливе шли по огням и картплотеру. Причалились около 19-30.

Морская часть похода закончена.

20.01.2017г

Сьенфуегос

На вопрос при сдаче лодки: «Какие были проблемы?» мы ответили, что все хорошо и не было проблем. Этот ответ их сильно удивил.

К обеду пришла лодка Олега с командой, которые ночевали на острове Одной пальмы.

Вся команда вышла в город погулять, докупить сувениров, попить вкусных коктейлей. Желающие пошли в открытый бассейн, который находится прямо в марине. Собрали чемоданы.

Вечером прощальный ужин двумя экипажами с живой музыкой на балконе Ресторана Клаб Сьенфуегос.

21.01.2017г

Дорога домой

В 07-00 на автобусе выехали в сторону Гаваны. Пара остановок у придорожных кафе с сувенирами и мы в аэропорту. Спасибо родному Аэрофлоту! Довез. Большую ракушку и морскую звезду один из матросов домой все-таки привез.

Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.