Сейчас, в моменте, для всех это кажется очевидным, но оставлю для истории исходные данные этого невероятного похода.
Когда мы начали планировать поход, еще были ковидные ограничения, которые, хоть и отменялись потихоньку, но не было гарантии появления очередной модификации - и все сначала.
В 2022 году была частичная мобилизация, и в этот период у некоторых были сложности с выездом. Как и с ковидом - никто не знал, что будет дальше.
Когда мы оплачивали первый взнос за лодку, доллар был по 70 рублей, а летом, ко второму платежу, он перевалил за 100 рублей - и опять же, никто не знал, что будет дальше.
Общая численность участников поездки - порядка 65 человек и, естественно, возникало еще много индивидуальных форс-мажоров, которые тоже добавляли общей нервозности.
Мой личный форс-мажор - как оплатить все эти лодки, с учетом постоянно меняющихся правил оплаты.
В итоге, когда стало понятно, что все более или менее получается, если не случится большой бадабуум, я решил спланировать дорогу максимально комфортно, чтобы приехать на отдых уже слегка отдохнувшим.
Первый этап - авиабилеты - этому способствовал. Прямой рейс, вылет после обеда, в 20-00 мы уже в Анталии, заселяемся и гуляем по городу. В дополнение к этому я купил купейные места на максимально неспешный поезд: в 21-00 выезд из Курска, в 9-00 в Мск - есть время и отметить отъезд, поспать и спокойно утром выгрузиться на вокзале, потом также спокойно доехать до аэропорта, зарегистрироваться на рейс и засесть в Priority Pass, в ожидании вылета. План простой и надежный, как швейцарский нож, что может пойти не так?
Оказалось, что пойти не так может как минимум многое. Для начала в этом же поезде оказался капитан Тутов, но это была скорее приятная неожиданность. Вторая нижняя полка в купе была свободна, и до Орла мы весьма весело доехали. Там Саша предложил нам сходить в какой-то крутой кабак рядом с вокзалом - благо, что стоим 45 минут, успеем. Но он не уточнил, что дорога в этот кабак проходит через 2-х метровый забор, за которым сначала обитали бомжи на теплотрассе, а потом уже был кабак, который еще и оказался закрыт. Хорошо, что я не успел перелезть в логово к бомжам и смог всех обратно быстро затащить.
Дальше Тутов ушел спать, мы тоже начали готовиться ко сну, но в Орле на свободную нижнюю полку подсел какой-то чахотошный физик-ядерщик, весьма политически активный. Пока я допивал остатки виски с колой, он вел со мной весьма злободневные беседы, прекратить которые я не понимал, как. В итоге их прекратил сосед с верхней полки, и физик-ядерщик просто кашлял всю ночь с интервалом в пару секунд. Что и говорить, даже я спал не очень хорошо.
Что ж, решил я, поездка в поезде вышла не совсем комфортной, но дальше-то все пойдет по плану и вызвал такси в аэропорт.
В аэропорту мы уселись в кафешке в ожидании начала регистрации, и тут случился следующий форс-мажор у Тонеля - его чартерная внезапно сообщила, что мотор для динги, который должен был входить в цену лодки, на самом деле не входит, и его надо оплачивать отдельно. Так как лодку заказывали через меня, то я попытался урегулировать ситуацию, искренне надеясь, что вышло недопонимание. Оказалось, что нет, просто на момент аренды мотор был указан как платная и бесплатная опция, я решил что это 2 разных мотора, так бывает. Бесплатный менее мощный, а платный более понтовый, например, электрический. Чуть позже чартерная исправила эту ошибку, никому не сказала, а сейчас упорно все отрицала и говорила, что так все и было, мамой клянусь! По итогам переговоров я получил характеристику недостойного человека, который мало того, что обвинил хозяина чартерной во лжи, так еще и смог это доказать, связавшись с техподдержкой букинга, где и подтвердили, что редактирование было, и это было после даты нашего бронирования. В итоге, закончилось все тем, что Рафик неувиновный, то есть все равно будет так, как сказал хозяин чартерной - лодка-то оплачена. Забегая вперед, скажу, что на месте менеджер, чтобы сгладить эту ситуацию, все-таки отдал мотор бесплатно, уж не знаю с согласия владельца или под свою ответственность.
В общем, за этой перепиской, мы пропустили начало регистрации и подошли, когда уже была приличная очередь. Ну, не проблема, обычно она быстро двигается. Батищев, который летел этой же компанией за несколько часов до нас, прошел этот этап буквально за 10 минут. У нас все двигалось медленнее, но двигалось. Но когда пришла моя очередь идти в следующее освободившееся окошко, случился очередной форс-мажор - выяснилось, что в эти окошки идет регистрация сразу на 2 рейса и на второй вылетом в Стамбул уже идет сильная задержка. Поэтому было объявлено, что все, кто летят в Анталию, идут в конец очереди, а кто в Стамбул - в начало. Сказать-то легко, а по факту начался хаос, очередь сломалась, все ломанулись вперед, а компы до этого хоть как-то регистрирующие багаж, стали просто тупить и перезагружаться.
В таком режиме мы простояли 3 часа, пока не стало подходить время нашего вылета, а стамбульские пассажиры все еще подходили, и еще 20 человек не могли найти. Я уже смирился, что посидеть в Priority Pass не получится, попасть бы просто на рейс и очень желательно в дьюти фри. В итоге, за полчаса до вылета я пообещал все мыслимые и немыслимые кары девушке не регистрации, если мы пропустим рейс и, видимо, был достаточно убедителен, потому что нас зарегистрировали, даже с небольшим перевесом в багаже. Дальше был скоростной забег через досмотр, таможню, погранцов, прожогом через дьюти, на бегу хватая какой-то акционный вискарь, и вот мы на посадке. Кое-как Фич отпросилась покурить, хотя сказали, что мы успели в последнюю секунду, но нас подождали еще пару минут. Когда я увидел полупустой самолет, то решил, что мы зря спешили, без такого количества людей не полетим, но через 5 минут самолет неспешно покатился на взлетную полосу - все-таки мы успели буквально в последний момент.
Приземлились без приключений, относительно легко встретились с продавцом гитары (да, мы решили, что такой большой компании в Турции не помешает гитара, которую еще и можно там оставить, для будущих поездок). Я даже не стал торговаться с бомбилами возле аэропорта, прайс был чуть выше рыночного, но сил уже не было -очень хотелось в отель, тем более, что там с обеда нас ждал Никита, член экипажа лодки Тонеля.
Когда мы заселились в отель, первое, что я сделал - налил нам с Никитой за встречу чистого вискаря, без закуси, без колы, потому что с собой был только вискарь, а очень хотелось выпить за то, что мы все-таки доехали, хоть и почти все пошло не по плану.
Дальше мы прогулялись до ближайшей кафешки, поужинали, продолжили употреблять виски - все пошло по плану.
Утром мы встретили слегка помятого и невыспавшегося Тонеля, у них тоже были задержки и отмены рейсов, но их рейс пропустили. Все это быстро вылечилось пивом и свежим морским воздухом.
Следующие дни мы гуляли по Анталии - теперь я могу смело сказать, что был там. Забавно, что большая часть россиян начинает знакомство с Турцией с Анталии, а мы, уже больше 10 лет приезжая в Турцию, полноценно в первый раз побывали там только сейчас.
После обеда к нам присоединились члены экипажа нашей лодки - Евгений и Аня, таким образом практически половина отеля было за нами, поэтому вечером мы смело собирались в саду, он был полностью в нашем распоряжении. На самом деле, очень круто получилось -
даже не помню, был ли у нас где-то такой большой сад на такой маленький отель.По итогам прогулок по Анталии можно сказать следующее.
Мы ничего не потеряли от того, что так долго не посещали Анталию. Достопримечательной не так много, поселившись в самом центре старого города, мы их обошли буквально за полдня, пока искали обменный пункт, трамвайную остановку или кафешку.
Анталия Молл - гигантский ТЦ, но нужно сильно постараться, чтобы найти там что-то дешевле, чем, например, в московских аутлетах.
В океанариуме есть, что посмотреть, но мы, честно говоря, ожидали большего от самого большого океанариума в Европе, особенно с учетом цены входного билета.
В общем, решение отвести на осмотр Анталии 2 дня было верным, больше времени там особо и нечего делать.
Утром мы, отлично акклиматизировавшись и изучив всю туристическую Анталию, встретили еще 2 членов нашего экипажа - Диму и Арину, помчались принимать лодку и встречать семью Батищевых, они тусили в Стамбуле.
Пока мы с Фичом принимали лодку, неугомонные Батищевы подбили остальной экипаж перед закупкой продуктов сходить посмотреть ликийские гробницы, которые имелись и дальше по маршруту. Но - гулять, так гулять, сдвинули на попозже торжественную Встречу Всего Экипажа.
Катамаран Bali 4.1, конечно, удивил количеством обитаемого пространства. Буквально каждый более или менее ровный участок был в матрасах, причем матрасы были не на кнопках, а надежно зафиксированы ремнями. Вместо сетки - жесткая палуба, опять же, в матрасах. Да, якорь поднимать тот еще квест, но якорь поднимаешь 5 минут в день, а лежать на этих матрасах можно целый цень. Очень понравилось объединение кок-пита с кают-компанией. Наконец-то вижу в катамаране большой стол, за которым может комфортно сидеть весь экипаж. Да и вообще, очень удобно поднять заднюю стенку когда жарко, а когда холодно - опустить, закрыть все окна и сидеть в просторном, теплом помещении. Ну и больше всего меня удивило отсутствие кнопки отключения холодильника, который, кстати наконец-то выглядит как обычный бытовой. На кате какое-то конское количество аккумуляторов, которые позволяют работать холодильнику всю ночь без внешнего питания и работы генератора. Есть кнопка отключения всех электроприборов, видимо, на крайний случай, но мы ей ни разу не пользовались за 2 недели и проблем не было, холодильник работал.
Из объективных минусов - я так и не нашел, как из кают-компании управлять автопилотом, когда сидеть наверху не очень удобно и на мой взгляд зря картплоттер сделали полностью сенсорным - в дождь он фактически перестает слушаться пальцев. Чуть позже я обнаружил еще один минус в парусах, но об этом позже.
В общем, приняли катамаран, загрузили, наверное, 10 тележек продуктов, причем не сказать, что это сильно уменьшило свободное пространство, можно было еще грузить. Дальше по плану было празднование приемки лодки и встреча всего экипажа. Тут все прошло тоже по плану.
Сюрприз - из-за смены экипажа менеджер почему-то посчитала, что менять экипаж я буду только в родной марине, а потому готов только crewlist на первую неделю. Сошлись на том, что crewlist на вторую неделю мне пришлют по ватсапу, а если у костгарда будут вопросу, отправлять в чартерную.
На этот день был план сходить в знаменитый Грот с Дыркой, а на ночь стать в Сарсале и договориться о выгодных условиях для празднования клубного Дня рождения.
Прогноз погоды был не очень, но сразу идти в Сарсалу тоже не хотелось, поэтому решили посмотреть, что около грота, если волна не позволит спустить тузик, то идти в Сарсалу и по пути где-то искупаться.
Сюрпризы начались сразу на отходе. У нас было не самое удачное место - с одной стороны нас подпирал катамаран Петровича, который в этот момент только летел в Даламан, с другой были муринги. Нужно было как-то выйти боком, не зацепив муринги и, тем более, не поцарапав еще не принятый Петровичем катамаран.
Разделил экипаж на 3 части: кто-то смотрел за мурингами, кто-то за катамараном Петровича, ну и остальные смотрели, чтобы я не теранулся боком о причал.
Естественно, больше всего я волновался за нос - там были муринга, ну и в принципе, при отходе кормой вперед больше всего шанс покоцать нос. Однако, когда с помощью маринера уже что-то стало получаться, я услышал звук, который любой капитан хочет услышать меньше всего - бууултых. Первым делом перевел движки на нейтраль и только потом оглянулся, чтобы убедиться - да, человек за бортом. Этим человеком был Димон и он уже был на полпути обратно, на понтон, взбираясь как раз по швартовым катамарана Петровича. М-да, вчерашняя максимально краткая лекция о технике безопасности на яхте не прошла даром - закрепляем на практике момент, который максимально хотелось бы избежать.
В целом, для такой неприятной ситуации как “человек за бортом”, все прошло неплохо, Димон быстро вылез обратно, я включил движки и все-таки смог отшвартоваться, а маринер любезно подбросил на динги нашу пропажу. У него слегка пострадала нога при падении, но это царапина, до конца похода заживет, не то что до свадьбы.
Как и всегда бывает с плохим прогнозом погоды, плохая ее часть сбылась на 100%, поэтому, когда подошли к гроту, мысли спускать тузик не было ни у кого. К тому же, последние полчаса этого недлинного маршрута мы шли строго против ветра и, скажем так, не всем понравилось прыгать на волнах даже на большом катамаране, что говорить про легкий тузик.
Поэтому решили, что для первого дня впечатлений достаточно и пошли за острова, поближе к Сарсале - там должно быть спокойней, можно будет найти бухту для купания.
Найти бухту для купания не получилось, потому что волны за островами было сильно меньше, а вот ветер был такой же. Поэтому все закрытые от ветра бухты были буквально нашпигованы яхтами, а в свободных ветер так задувал, что было не до купания.
Время уже подходило к 15-00, поэтому было решено идти в Сарсалу, не хватало еще, чтобы там все места были заняты.
В Сарсале не идеально, но зашвартовались, без потери члена экипажа - значит для первого дня хорошо.
Еще на ходу обнаружили, что 2 из 3-х саморезов крепления трапа к гондоле выскочили - то ли от волны, но скорее всего их выломал предыдущий экипаж. Связались с чартерной, объяснили суть проблемы, попросили приехать и починить, нам еще 2 недели ходить и на большей части стоянок трап будет нужен. Тем более, сегодня мы стоим в Сарсале, а вот завтра мы уходим до Калкана, далековато ехать. Чартерная согласились, что лучше сегодня, попросила ожидать ремонтников.
Экипаж с планами искупаться не попрощался, поэтому решили на тузике сходить в соседнюю дикую бухту, искупаться. Мне купаться не очень хотелось, поэтому купающихся повез Евгений, в 2 захода. Забирать пришлось так же, в 2 захода, и на последний заход Евгений попросил подменить его. Ок, пошел по легенде искать Батищевых. Мои надежды, что решили купаться в соседней бухте, но поближе к нам, не оправдались. Забирать нужно было с противоположного края немаленькой бухты. Туда дошел более или менее, а вот обратно ветер дул строго в морду, да еще и усилился. Искупались все, даже нехотевший купаться я.
Брызги буквально заливали глаза, шел что называется по прибором, дорога простая - пересечь бухту и повернуть направо, в следующую. Когда повернули и ветер стих, я понял, что мы пришли куда-то не туда - места незнакомые, ничего похожего на Сарсалу не наблюдалось. Хорошо, что залил бензин, плохо, что темнеет.
Поскольку никто не смотрел, куда идем, все были заняты вычерпыванием воды из тузика и пытались получить поменьше брызг в глаза, с уверенностью сказать, где мы, было невозможно. Единственным логичным вариантом было, что мы пересекли и бухту Сарсалы и оказались в соседней, но с другой стороны.
Проверили - догадка оказалась верной. Вернулись уже в сумерках, что дополнительно создавало проблему ориентации лично для меня. Оказалось, что в это время на наши поиски организована спасательная операция, которая тоже неплохо прошла. Нас не нашли, но привезли ремонтников из нашей чартерной.
При этом, Евгений вроде как даже видел, как мы пересекаем бухту и идем в следующую, но решили, что показалось, потому что он не заметил Батищевых (они хорошо спрятались от брызг) и не поверил, что капитан мог пройти мимо. Ну, теперь будет знать, капитан делает что хочет - сам прошел мимо, сам вернулся.
Ремонтники быстро починили крепление для трапа и растворились в темноте.
Сезгину, хозяину ресторана в Сарсале, сначала забросили краткую инфу о том, что мы хотели бы отметить 7 лодками в его ресторане наш праздник, а через 2 часа, когда он уже не один раз намекал, что пора бы уже и поговорить о деле, мы первым делом заявили, что сегодня принесем свой алкоголь в кабак и, что не менее важно - даже свою колу. Сезгин согласился, чтобы не спугнуть клиента. Ну а дальше все было просто - я сказал, что на таких же условиях мы готовы прийти сюда 7 лодками и отметить день рождения яхтклуба PaRUS + детям скидка 50%. Сезгин согласился.
Подарил клубный вымпел, обменялись телефонами, чтобы уточнить, сколько порций мяса или рыбы заказывать, закрепили договоренность вискарем (конечно, нашим, да и Сезгину завтра за руль, но из уважения к яхтклубу PaRUS чуть-чуть можно) и отлично провели оставшийся вечер, плавно перебазировавшись из ресторана на лодку.
Очень насыщенный день даже для первого дня чартера.
Утром, еще затемно, встал по предусмотрительно заведенному будильнику - сегодня по плану длинный переход, возможно, переходящий в очень длинный, по прогнозу сильный ветер, но хорошо хоть попутный.
Экипаж дисциплинированно встал в полном составе, хотя мне нужна была пара человек - ну да, лишние руки не помешают.
Пока заливали воду и завтракали, начало светать - значит, нам пора в дорогу.
Ветер стал появляться, когда мы уже были около бухты Бабочек, но поскольку был попутный, долгое время не ощущался.
Когда ветер перевалил за 15 узлов, решил поставить стаксель, благо тут автомат, да еще и электролебедка - можно не вставая с капитанского места все сделать, только веревки попросить распутать.
Что ж, Бали подтвердил статус бухлохода - под мотором, на полном стакселе, при попутном ветре 15-20 узлов прибавка к скорости была 0,2 узла, если выключить мотор, то скорость падала на 2,5 узла, до 3,5-4 узлов.
Экипаж предложил поставить еще и грот, а я, взвесив все за и против, решил скрутить и стаксель. Логика очень проста - по прогнозу ветер и дальше будет усиливаться, оставаясь строго с кормы, а мне не сильно хотелось следить, чтобы гик не перекинуло, ну а стаксель больше мешал обзору, чем добавлял скорости.
Подтверждение правильности решения пришло часа через 1,5 часа. Тонель, который шел после нас, в капитанском чате сообщил, что порвал грот от края до края на сильном порыве ветра.
К Патаре мы подошли даже с опережением графика, поэтому появилась мысль высадится туда на экскурсию - время позволяло. Пока кидали якорь, нас догнал Петрович на огромном и быстром Bali 4.8 - они наконец-то прилетели, приняли лодку, отремонтировали помпу и вышли из марины. 5 минут постояли вместе и Петрович помчался дальше, он спешил в Каш, у нас по плану была стоянка ближе, в бухте перед Калканом.
Внимательно изучив волны на пляже Патары, экипаж так же благоразумно, как я с парусом, принял решение не идти на Патару - с высокой долей вероятности возможен оверкиль на тузике.
Ок, все моряки делятся на лысых и седых - видимо, среди нас не было ни тех, ни тех. Подняли якорь и пошли в бухту. В бухте горы должны были закрывать нас от ветра, но по факту там была седловина, через которую дул ветер как в трубе. В целом, близко к берегу волны не было, да и ветер был терпимый, но перспектива ночных дежурств не сильно нас вдохновила. Решили постоять часок, чтобы искупаться, а потом догонять Петровича в Каше - время позволяло, не зря встали рано. Когда уходили, встретили Сивкова с Полиной, они решили стоять на якоре.
К ресторану, что в бухте около Каша, подошли за час до заката - времени более чем достаточно, чтобы пришвартоваться. Жаль, что мест у причала не осталось, но буй тоже ничего, все лучше якоря, да и в этой бухте погода была в целом сильно лучше предыдущей.
Следом за нами пришел Тонель, который решил тоже не рисковать на якорной, на сегодня хватит истории с парусом.
Поужинав в ресторане, переместились на яхту к Петровичу. После обзорной экскурсии по лодке на некоторое время оказались в шоке - у нас номер в Анталии был меньше, чем каюта у Петровича. Я уже молчу про двухстворчатый холодильник с льдогенератором.
В итоге, экипажи 3-х лодок легко разместились в переднем кок-пите и место еще оставалось, правда оказалось, что льдогенератор не рассчитан на такой объем льда, не справляется, косяк.
С большим трудом смог заставить себя покинуть гостеприимный Bali 4.8 - песни под гитару, виски со льдом, наконец-то начали встречаться с экипажами других лодок, чувствуется массовость похода…
Утром ветер стих, мы шли с опережением графика - Кекова уже рядом - значит, можно предпринять попытку сходить в Голубой грот, куда я так ни разу и не попал - каждый раз погода не позволяла.
Петрович и Тонель тоже решили сходить в грот, правда Тонеля туда не пустила чартерная. Грот находится в греческом острове, формально мы не имеем права к нему приближаться, и бдительная чартерная Тонеля сразу же ему об этом сообщила.Не везет ему с гротами уже второй день.
Наша чартерная за нами так пристально не следила, чем мы и воспользовались.
Тонель тоже нашел, как обмануть чартерную - пересадил экипаж к Петровичу на лодку, а сам отвел пустую яхту на безопасное расстояние.
Грот понравился - после протискивания в маленькую щель над водой, куда тузик Петровича даже не пролез, видишь огромный зал с высокими сводами. Внушает.
После посещения грота Петрович предложил не спешить в Кекова, а связаться бортами и понырять в греческие воды, попутно начав отмечать день рождения Оли.
В итоге, мы так сильно не спешили, что замаячила реальная перспектива не успеть до темноты в Кеково. Зато шикарно поныряли с высокой крыши Bali 4.8, опять же песни под гитару, виски…
В Кеково все же успели до темноты, правда мест хватило не всем. Уже мне не хватило муринга, пришлось заменять его якорем, а Полине не хватило и пирса, пришлось становиться на якорь, чуть дальше от марины Кекова.
Ну а дальше… дальше на лодке у Петровича для празднования дня рождения Оли собрались уже экипажи 5 лодок и места снова хватило, правда заняли мы уже всю лодку, переднего кок-пита было маловато.
Этот день в плане был отведен под отдых и экскурсии. Так и поступили. Кто не был в Демре, съездил туда, мы с Фичом решили размять ноги и сходить на пешую экскурсию в древнюю крепость (туда-обратно оказалось 6 км), неудержимые Батищевы решили попасть и туда и туда. Попали, но частично по темноте.
В целом, день прошел бы скучно и нечего было бы вспомнить, но Bali 4.8 и здесь пришел к нам на помощь. Оказалось, что у них есть танки не только для гальюна, но и для душа, и к вечеру они переполнились. Пока искали причину, открыли не тот краник… хорошо, что быстро закрыли.
Еще когда Петрович выходил в бухту, чтобы искупаться, при повторной швартовке намотали муринг на винт, но опытный экипаж размотал веревку буквально за 5 минут, я и глазом не успел моргнуть, как они уже отмечали успешные ремонтные работы.
К вечеру 3 лодки из нашей флотилии ушли из Кекова, кто куда, остались мы и Петрович. Гости были неизбежны. В этот раз гости пришли к нам.
И снова отлично посидели под гитару, правда, ближе к полуночи, с учетом вчерашнего, меня стало вырубать и пришлось позорно ретироваться в каюту до ухода гостей. Капитан исключительно в крайнем случае спит за столом, а наш поход только начинался.
Засыпал в Турции, под песни Батищева - когда еще такое будет?
На следующий день пришло время разойтись и нам с Петровичем. Мы хотели зайти в Каш марину, Петрович стремился стать поближе к Сарсале, где будем праздновать день рождения клуба.
Волнительным был момент подъема якоря, потому что после нас уже другие лодки кидали якорь, примерно в том же месте, но пронесло - в этот раз якорями не спутались.
Тем не менее, шанс устроить шоу с якорями все же был - нужно было решать, где устраивать смену экипажа, и одним из вариантов был нелюбимый мной Калкан.
Вроде бы, поход только начался, а первая неделя уже подходила к концу, и нам нужно было отправлять на берег Батищевых и встречать Щепалкиных.
При всем богатстве выбора варианта было 3:
Каждый из вариантов имел свои плюсы и минусы - стоять в Каше 2 ночи не хотелось - дорогая марина, ну и хотелось бы все же сменить локацию. Калкан - это смена локации, но там очень неприятная марина, в которой я уже спутывался якорями, так, что пришлось вызывать водолазов. Св. Николай всем хорош, но тогда пришлось бы менять экипаж на тузике, а это то еще приключение - шваротоваться тузиком в берег и не утопить чемоданы с вещами.
Размышлял всю дорогу до Каш марины и все равно не смог принять решение, отложил решение до вечера - дальше уже тянуть нельзя.
В Каш марину пришли довольно рано - за час до заката, неудержимые Батищевы уже нагуглили какой-то амфитеатр в Каше, сразу же пошли туда, еле успел оформить документы.
Честно говоря, до этого Каш я видел только с воды, не ожидал ничего сверхъестественного - город на берегу моря, ничего необычного.
В итоге, по общему мнению вечер в Каш марине был признан лучшим, по крайней мере на первой неделе. Сама Каш марина чистая, красивая, при некотором стечении обстоятельств в душе можно поймать горячую воду, хотя, как мы поняли за 2 недели, с горячей водой в ноябре в маринах беда. Кроме марины можно сходить в сам город Каш - там есть, что посмотреть, и есть, где погулять. Мало того - там весьма приличный выбор ресторанчиков, в одном из которых мы неплохо посидели, после того как прогулялись до очередного амфитеатра, в котором был импровизированный концерт из колонки какого-то, вероятно, местного исполнителя. Получилось очень душевно - закат, приятная музыка, амфитеатр с видом на море - красота.
После такого вечера появились голоса за то, чтобы остаться здесь еще на одну ночь - уж больно все понравилось. Но, трезво поразмыслив, я принял решение идти в Калкан. За исключением моего неприятия этой марины - это был оптимальный вариант для смены экипажа - марина, есть автостанция, есть кафешки, где можно проводить Батищевых и встретить Щепалкиных, следующий переход будет не таким большим, как из Каш марины. Списался с Петровичем - он сегодня стоял в Калкане - вроде бы, получилось зашвартоваться на муринг. Я попросил сказать маринеру, чтобы завтра забронировал это место для нас.
Утром нехотя, но покинули Каш марину - нужно двигаться дальше. Глянув на прогноз, решил, что можно предпринять вторую попытку сходить на Патару - сегодня есть время, а завтра большой переход, не хотелось бы длинных остановок.
Пока шли до Патары, нашел телефон маринера, списался с ним, еще раз подтвердил бронь на место Bali 4.8. Маринер спросил время прибытия и обещал помочь со швартовкой.
На Патаре волны практически не было, поэтому было решено десантироваться, хотя и пришли туда поздновато, оставался всего час на прогулку по Патаре.
В час, конечно, не уложились, чем заставили меня понервничать - швартоваться в темноте в Калкане - это худшая перспектива.
В Калкан спешил так, что даже когда задул попутный ветер, на полчаса поставил стаксель - пусть хоть 0,2 узла прибавит, время идет на минуты.
Экипаж сразу же воспользовался моментом и устроил фотосессию на фоне паруса, сейчас волна и ветер позволяли.
В марину успели минут за 15 до заката - это все стаксель помог. Маринер нас дождался и зашварталовал ровно на то же самое место, где я и спутался якорями, только сейчас там бул муринг, что внушало некоторую уверенность, что все обойдется.
Пока я выключал приборы, выпил баночку пива за успешную швартовку в Калкане и спустился в каюту за деньгами, потому что очевидно, что мы вечером пойдем в город - неудержимые Батищевы уже куда-то вели экипаж. Ок, присоединился - после успешной швартовки в Калкане уже было все равно, куда идти.
Однако, Батищевы так стремительно рванули в гору, что через некоторое время у экипажа возник вопрос, а куда мы, собственно, идем. Оказалось, что Серега ищет автостанцию и все сначала согласись сходить с ним, но никто не подозревал, что автостанция расположена буквально за городом и в самой высокой точке.
Решили остановиться на достигнутом, то есть не идти дальше в гору, а обосноваться в какой-то кафешке, поужинать и подождать там Серегу, а возможно, и Щепалкина, потому что он все время сдвигал время прибытия.
Кафешку выбрали по запаху и наличию местного населения - и не прогадали. Наверное, это был первый раз, когда мы забирали еду из кафе с собой - уж очень большие и вкусные порции были. В общем, впечатления о Калкане стремительно улучшались - в марине есть муринг, в городе, пусть и высоко, есть отличная мясная кафешка.
Как только увидели порции, стало понятно, что тут мы надолго, я скинул в чат со Щепалкиным гео-метку этой кафешки - отличное место для проводов Батищевых и встречи Щепалкиных. Леха поступил хитрее - всю дорогу до Калкана он ехал на рейсовом автобусе, хотя Батищев предлагал ему взять такси и разделить его на двоих - ведь Сереге надо было как раз в Анталию, но этот вариант не прошел, а вот в Калкане он сразу же взял такси и лихо промчался мимо нас в марину, к закрытой яхте, хотя, как потом выяснилось, можно было пройти 100 метров и встретиться с нами в кафе. Л - логика.
Забег на гору не принес результата для Сереги - автобусов не было, ехать все равно на такси, ну хоть хорошую кафешку нашли - оно того стоило. Если бы не поиски автостанции, так высоко мы бы не зашли, это точно.
В отсутствие Щепалкина выпили за Батищевых - первая неделя прошла отлично и потому очень быстро. Что ж, пришлось закругляться в кафешке и идти на лодку, не бросать же Щепалкина с ребенком на улице, тем более после дороги.
По пути на лодку мы собрали практически всех собак Калкана, в марину мы зашли во главе внушительной стаи собак - все-таки хорошая кафешка попалась, собакенов не обманешь.
На яхте заселили Щепалкиных, проводили Батищевых, накормили собак, но не едой из кафешки - уж извините, собаки. В общем, мрачная аура Калкана не сработала - все получилось отлично, без происшествий. Даже Серегу не покусали, когда он пытался разнять сцепившихся песелей - это уже натуральное везение.
Внимательный читатель спросит - а причем здесь “жили-были 2 кота” из заголовка? Да потому что с этого дня эта присказка (полностью не буду приводить по этическим причинам) преследовала нас до момента сдачи лодки.
Подъем не получился ранним - сказались проводы и встреча экипажа, поэтому решил не ходить за продуктами в магазин в Калкане - это опять идти в гору, терять время, а сходить в магазин в Олюденисе - при удачном стечении обстоятельств, там можно будет еще пообедать и поваляться на пляже, перед заходом на ночевку на остров Св. Николая. Хорошие новости - там планирует ночевать и лодка Тонеля.
До Олюдениса дошли без приключений, во вменяемое время, встретили там лодку Петровича - они тоже пополняли припасы.
Плохие новости - после обеда поднялась волна, задул ветер, а плавучий причальчик, к которому я надеялся привязать динги и высадить экипаж, убрали, видимо на время зимних штормов.
В целом, после прошлогоднего похода на Сейшелы, - ничего страшного, там мы на такой волне 2 недели высаживались на берег, бывало и не по одному разу - и ничего, но экипаж не оценил моей уверенности. А тут еще Тонель позвонил и попросил купить им продуктов, потому что они на своем тузике вообще не стали даже пытаться высадится на берег. Сказочная лодка попалась, если учесть, что у них еще были проблемы с автопилотом и якорной лебедкой.
Что ж, глаза боятся, а руки делают - экипаж достойно справился с набегающей волной и закупкой продуктов - всего лишь сломали черпак. Сам экипаж, продукты (наши и Тонеля), полузатопленный без черпака динги - все вернули в целостности и сохранности.
Рулевой тузика Евгений, с чуть более широко раскрытыми глазами, чем обычно, правда, пообещал больше не садится за баранку этого пылесоса - ну а какой яхтенный поход без адреналина?
Дальше мы около часа плюхали по поднявшейся волне до острова Св. Николая, а потом еще около часа становились на якорь. Ветер задувал и за островом, решили растягиваться к острову, а там довольно глубоко - приходилось выдавать почти всю цепь, перед тем как узнать, что якорь не взял и его нужно снова поднимать.
В результате, связаться бортами с Тонелем не получилось - рядом с ним якорь не брал, пришлось стать чуть подальше - там мы намертво заякорились. Даже утром веревка, которой мы растягивались на берег, была сухая и натянута, как струна.
Дальше все как обычно - собрались у нас на яхте, это не Bali 4.8, но экипаж 2-х лодок тут тоже легко размещается - песни под гитару, песни из динамиков, у кого фонарик мощнее светит и так далее. Очередной шикарный вечер.
С учетом прогноза и хорошо держащего якоря решил обойтись без дежурств, но спать остался в кают-компании, мало ли. Пару раз за ночь вставал - якорь держит, ветер стихает.
На утро была запланирована экскурсия по острову - вчера было уже поздно, да и устали после длинного перехода и высадки в Олюденис.
Экскурсия получилась удачная - касса закрыта, прошли бесплатно, обошли весь остров, а не только до маяка. По пути на дальний конец от маяка потеряли Щепалкина, еле потом нашли. Остров так понравился, что слегка задержались, а прогноз говорит, что сегодня бы пораньше уйти с острова Св. Николая - к обеду здесь раздует.
Все-таки 2 недели на яхте - это хорошо, на второй неделе прикачались и притерлись к каютам все, яхтенная жизнь наладилась.
Вкусно позавтракав, снялись с якоря и пошли в родную марину. Прогноз не очень хороший - решили там переждать, заодно закупиться продуктами, сходить в нормальный душ. К тому же, у нас отломался рычажок крепления мотора к транцу - надо бы починить.
Как обычно, плохой прогноз сбывается на 100% и даже больше. Пока выходили от острова, парни оккупировали нос и покатались на американских горках, волна позволяла. После выхода из-за острова Св. Николая и поворота в сторону Фетхие вдарило так, что пришлось покинуть капитанский диван - 40 узлов в морду, да еще и с дождем, не очень располагают к нахождению на свежем воздухе. Все собрались в кают-компании - хорошо, что места много.
Клубная куртка моментально напиталась водой, пришлось облачаться в яхтенную одежду - не зря место в чемодане занимала.
Жизнь наладилась, жаль только, что я так и не смог найти, как управлять из кают-компании автопилотом. Куча экранов, можно вывести карту, всю остальную информацию, кроме управления автопилотом, поэтому периодически приходилось выходить под дождь.
Чем ближе подходили к родной марине, там меньше был ветер и волна, где-то через час уже можно было вернуться на капитанский диван.
Уже на подходе к Фетхие встретили наши лодки - они как раз покидали родную марину, застоялись.
В самой марине был практически штиль, но с небольшим дождем, поэтому пришлось звонить в чартерную и выгонять хмурых маринеров под дождь, чтобы указали нам, куда швартоваться.
Сама швартовка прошла штатно, все-таки идет вторая неделя чартера.
Вместо починки крепления мотора нам дали новый мотор - лень возиться с нашим мотором под дождем.
В общем-то, отличный получился переход - слегка подуло, поколбасило, обошлось без последствий и времени заняло немного, зато у тех, кто первый раз, есть небольшое представление, как оно бывает в шторм. Так я думал, пока не открыл холодильник. Оказывается, вот где был настоящий шторм в 12 баллов. Весь, абсолютно весь, холодильник, а также все, что в нем было, оказалось покрыто тончайшим слоем вкуснейшего супа, который сварила Арина утром, под впечатлением от посещения острова Св. Николая. Перед штормом его убрали в холодильник, даже крышку прикрутили, но на такой волне этого оказалось мало. Вывод - никогда, вы слышите, никогда, не ставьте суп в холодильник перед штормом. Вряд ли он за это время прокиснет в раковине, а вот убирать суп проще из раковины, чем из холодильника.
Но - что сделано, то сделано, я попробовал пиво со вкусом супа, а экипаж вечером играл в увлекательную игру - как помыть весь холодильник на яхте, вместе с продуктами. Получилось отлично - у нас идеально чистый холодос, его сдали в худшем состоянии, а большая часть супа все же сохранилось, и ее съели с большим удовольствием.
Следующий пункт - переселить Арину в отель. Она и так дольше всех прикачивалась, вроде бы, все стало нормально, но сегодняшний переход все перечеркнул, к тому же, на завтра прогноз не лучше сегодняшнего, а нам идти в Сарсалу, отмечать запланированный день рождения клуба. Были мысли подстроится под погоду, но на капитанском совете решили, что матч состоится в любую погоду.
В отеле, при котором и расположена марина, как раз оказался один свободный номер, так что проблем с выходом на берег не возникло. Димон остался на яхте, без него нам было бы тяжеловато на швартовках - железный человек.
Вечером мыли холодос, мыли себя в душевых марины, пили виски и морально готовились к завтрашнему переходу в Сарсалу. Наверное, есть что-то символические в том, что на день рождения яхтклуба прогнозируется шторм.
Утром быстро сбегал, купил очередной пакет интернета, заодно купил и свежей выпечки в соседней булочной, забрал crewlist на вторую неделю - пусть будет оригинал.
Быстро залили воды и, не теряя времени, помчались в Сарсалу. Прогноз снова говорил, что чем позже, тем будет хуже.
После выхода из Фетхие обнаружили, что за нами кродеться мыш (с) Тонель - видимо, мы один и тот же прогноз смотрели.
До Сарсалы дошли без происшествий, стараясь не оглядываться назад - небо над Фетхие было черным.
В Сарсале нас ждал Сезгин и 3 наших лодки - Полина и Тутовы. Следом за нами по хорошей погоде пришвартовался Тонель, чуть позже пришли Петрович с Исмаилом на борту, Сивков, и замыкал Лифинцев - ему было идти дальше всех. Ура - мы все в сборе!
Дальше у меня было 2 взаимоисключающие задачи - обойти все лодки, выпить с каждым капитаном, а иногда и с экипажем, и не по разу, но при этом собрать со всех деньги за праздничный ужин, потому что Сезгин попросил рассчитаться сразу за все 7 лодок.
Плюсом к этому раздал сувенирные магнитики в честь знаменательного похода - с некоторыми лодками мы в следующий раз встречались только в родной марине.
Экипаж заскучал и пошел гулять на берег, опрометчиво проигнорировав прогноз погоды, за что и поплатился - на вершины горы попали под проливной дождь. В общем-то, мелочи, по сравнению с тем, что было в Фетхие. В 5 часов вечера Арина прислала видео из отеля - ветер гнул пальмы до земли, у нас все было гораздо лучше. Видимо, Арина понравилась шторму, и он остался в Фетхие, до нас долетели только отголоски.
В общем, не знаю, как, но все получилось - деньги собрал, плюс/минус все сошлось, несмотря на неизбежные при таком количестве корректировки, хотя у меня и была слабая надежда, что обойдется без корректировок. Но старая пчелиная пословица, что цыплят считают по сданным деньгам, а не головам, и здесь сработала.
Сезгин не стал придираться, общая сумма в 45 000 лир его вполне устроила - вот что значит куча народа и несезон, плюс мы хитро скомбинировали взрослых и детей.
Сам день рождения прошел мощнейше, за что отдельное спасибо Олегу - не представляю, как он весь вечер перекрикивал всю толпу, успевал работать тамадой, посидеть со своим экипажем, участвовать и побеждать в конкурсах.
Одна маленькая деталь для понимания происходившего - пока шла активная фаза праздника в кафе с танцами и конкурсами, больше никто не рисковал зайти туда, только когда мы стали расходится, в кафе стали появляться люди с других лодок.
Дальше праздник перешел на лодки, окончание праздника в сознании не зафиксировано.
Утро началось с удивления - оказывается, Олег каким-то образом смог проснуться (или не ложился?) к 7 утра и ушел в море, пока все спали. Просто чудо какое-то, невозможно.
Мы такой стойкостью похвастаться не могли, да и спешить было некуда, поэтому неспешно, ближе к обеду, нашли себя, пришли в себя и пошли в Гечек.
В Гечеке, по случаю прохождения регаты, мест почти не было, мы смогли приткнуться в муниципальной марине, с краю понтона, без электричества, но с водой хоть и в соседней колонке. Рядом привязался Петрович, Тонель уже не влез, ушел в соседнюю марину.
Наша марина оказалась так себе, но относительно недорогая для Гечека. Гечек оказался так себе деревней, относительно дорогой, без достопримечательностей, хорошо, хоть кафешки и магазин есть. Душевых и WC мало, постоянно очередь. В общем, ни разу ни Каш марина.
Пообедали в прикольной кафешке и мне пришлось срочно ретироваться на яхте, Щепалкин опять каким-то образом возбудил помпу и она отказывалась выключаться. Батищев неделю жил - не было проблем, а за неполную неделю прибывания Лехи уже второй случай.
В общем, не был я в Гечеке до этого ни разу и ничего не потерял. В следующий раз пойду туда только в случае крайней необходимости либо для попонения припасов.
С утра попробовали проскочить в душ/туалет, в виду их малого количества не у всех это получилось. Как и я говорил - марина так себе.
Зато парни неведомо каким образом купили настоящий бекон в Турции - такого на моей памяти не было ни разу за все поездки.
Кое-как залили воду из соседней колонки, отдали гитару Исмаилу, попрощались с ним и пошли Tersane Creek - если судить по фото, весьма милое место. При отходе Димон имел шанс повторить нырок, но учел предыдущий опыт и технично остался на лодке.
Tersane Creek оказалось не очень милым - как в плане природы, так и в плане гостеприимства. Пока мы кружили вокруг полупустого понтона, из ресторана никто не вышел, зато вышел какой-то чел из припаркованной яхты и сказал, что мест нет, идите отсюда уже.
Осмотревшись на карте, увидел ресторан Oliva, вроде кто-то из наших там был, не жаловались - пошли туда.
Там нам явно были рады - сразу показали, куда швартоваться, помогли с веревками, пригласили в ресторан - совсем другой разговор! Да и в плане природы место было гораздо приятней, чем в Tersane Creek. Нашлось место и Тонелю, и еще места были.
В общем, мы сначала погуляли, причем зашли весьма высоко, и всю дорогу нас сопровождал местный песель, а потом отлично посидели в кафешке с гитарой и песнями у очага. Приходил знакомится хозяин кафешки, слух о 7 русских лодках блуждающих от причала к причалу уже разошел. Оказалось, что Сезгин из Сарсалы его дальний родственник.
Объективно сказать, при такой же цене, как в Сарсале, порции там больше и вкуснее, правда 50+ человек с танцами вряд ли вместил бы ресторан, но для небольшой компании Olivia предпочтительнее. Жаль, что не воды и электричества, но похоже что место относительно новое, как и хозяин и вполне возможно через некоторое время все будет. Дополнительный плюс - сюда, в отличие от Сарсалы, можно доехать на машине.
Уже после ресторана, на яхте, внезапно понял, что 2 недели чартера стремительно и незаметно пролетели, послезавтра сдавать лодку. Предложил экипажу завтра устроить якорную стоянку - последний шанс. Экипаж идею поддержал.
Утром к нам в Оливию зарулил Петрович - они наоборот решили этот день провести в Оливии, а вчера была якорная, решили с утра забронировать столик, сделать заказ в кафе.
Дальше у нас был по плану парад судов - надо же зафиксировать нашу флотилию на фото и видео в движении, а не в марине.
Вдоволь наводившись хороводы из яхт, мы снова разбрелись кто куда. Самая грустная участь у экипажа Тонеля - их дозор окончен на день раньше - из-за порванного паруса пошли сдаваться в марину.
Мы же пошли на якорную - острова Yassica, где вчера ночевал Петрович.
Идти было недалеко, а вот стать на якорь нелегко. Сначала якорь не хотел брать, потом было непонятно, к чему вязать веревку на берегу. Хорошо, что побороли искушение привязаться к дереву. Буквально через час появился костгард и заставил перевязаться огромную суперяхту, которая была невдалеке нагло привязана за дерево, почти на вершине горы. Судя по тому, что поднимались на борт, наверное, был и штраф.
Сходили сначала на тузике на один остров, где на козьих тропах Димон-таки порвал свои пляжные шлепанцы. Потом, пока мы с Фичом спускались с горы окружной дорогой, народ сходил на тузике на другой остров, где устроил фотосессию с гамаком на закате.
Нагулялись, наплавались - пришло время и подкрепиться. Аня приготовила курицу с грибами, а я вспомнил, что за 2 недели так и не пожарил картошку по-аховски, нужно срочно исправлять это недоразумение.
Шикарно завершили наш двухнедельный поход (завтра в марине официальное закрытие, а сегодня, на якорной - ламповое).
После продолжительного ужина, оценив трезвым взглядом нашу постановку на якорь, снова решил отказаться от дежурств - завтра нам еще понадобятся силы. Заступил в дозор сам, постелив себе в кают-компании. Ночью и правда задувало, ветер свистел в вантах, но катамаран стоял как вкопанный.
Утром, как в подтверждение сильного ветра, обнаружили, что рядом стоящая русскоязычная моторка ушла ночью и вернулась, когда ветер стих.
Позавтракали всем, что осталось - вот что значит грамотная закупка, практически ничего не пришлось выкидывать. Кто хотел еще окунуться - занырнули, потом подняли якорь и пошли в марину - чего тянуть, тем более, нам еще предстоит квест с заправкой, да и экипаж хотел погулять по Фетхие.
В процессе ныряния обнаружили, что намотали когда-то пакет на винт, Евгений оборвал, что смог, авось не придерутся.
Получилось, что вышли мы довольно рано, но с удивлением поняли, что идем в плотной группе лодок - неужели они так же, как и мы, стремятся сдаться по-раньше? Оказалось, что нет, они шли на завершающую гонку регаты. Еле успели проскочить финишный буй до старта гонки.
В марину мы заходили в гордом одиночестве, на заправке перед нами была только одна лодка - все прошло штатно. Единственное - тяжеловато было выходить кормой по узкому проходу, но мы справились.
В родной марине нас, кроме Арины, не ожидали увидеть так рано, поэтому попросили подождать, пока они отгонят катамаран. Вторая швартовка прошла тоже без сюрпризов, осталось сдать лодку. Приемщик задал пару каверзных вопросов и, когда понял, что я представляю, что где лежит, потерял ко мне интерес, даже паруса не стал проверять. Отлично - лодка сдана, завтра мы можем делать, что хотим, все формальности с чартерной закрыты.
За исключением Тонеля, все сдались без потерь. Пытались повесить пару фендеров на Сивкова, но когда стала собираться внушительная группа поддержки, приемщик признал, что это они прощелкали фендеры.
Вечером экипаж каждой лодки сначала самостоятельно поужинал в городе, а потом мы все собрались на афтепати на лодке у Петровича. Финальные морские байки, тосты, чтоб следующий день рождения на 10 лодках - вот и все, это сумасшедшее путешествие завершено. Даже не верится, что все прошло так круто, хотя это уже свершившийся факт.
Утром обнаружилось 2 проблемы - я вчера забыл снять флаг, а он еще и запутался, пришлось поднимать только что проснувшуюся Фич на лебедке, распутывать флаг. Сделано. Дальше - от Щепалкина остались только розовые тапки дочки, купленные в Турции, которые ей понравились, но не влезли в ручную кладь.
Решение лежит на поверхности - нужно их забрать и отдать Лере в Курске, только как впихнуть их в наш багаж - с одной стороны, чемоданы стали легче за счет выпитого виски, с другой стороны, теперь мы везли турецкие сладости. Отложил решение этой проблемы до аэропорта.
Позавтракали, погуляли по городу - вот и наш трансфер до Анталии. Погрузились вовремя, как раз закапал дождик. С сегодняшнего дня, если верить прогнозу, резко ухудшается погода.
В аэропорту, каким-то чудом впихнули розовые тапки Леры в чемодан, потасовали вещи, закрыли чемоданы под давлением 3 атмосферы, взвесились - ровно 40 кг на двоих.
Дальше из интересного было только следить за дорогой Тутовых и Полины. Они выбрали метод Щепалкина - вместо трансфера от яхты до аэропорта, приключенческий маршрут “рейсовый автобус - такси до аэропорта”. Вроде не опоздали, но Полина присоединилась к нам, когда мы стояли уже в очереди на регистрацию.
Ночной перелет прошел спокойно, если не считать галдящих всю ночь соседей - ну не судьба нам в этой поездке спать в дороге.
Дальше быстро получили багаж, чуть не кристаллизовались, выйдя на улицу, прыгнули в такси - да мы успеваем на самый ранний поезд до Курска. Купили из такси билеты, на вокзале успели за 20 минут позавтракать пивом с сосиской - и вот мы уже в поезде, едем до Курска. В этот раз мы разбудили своих соседей по купе - в 4 часа утра это было неизбежно.
Вот так, без происшествий, к обеду мы уже были дома - теперь нам оставалось только следить за стремительно ухудшающейся погодой там, гду буквально пару дней назад было тепло и классно.
© 2018 - 2024 Yachtclub Parus. | Design by W3layouts