Всего от Яхтклуба PaRUS в походе участвовало 3 лодки. Такое уже было в 2013 году, но тогда лодки шли разными маршрутами и все вместе мы были только в марине. Сейчас мы заранее спланировали общий маршрут и, что самое главное и удивительное, смогли придерживаться его всю неделю (c ненебольшими отклонениями). Плюс, в этот раз, к нам присоединились еще 2 лодки друзей, тоже из Курска, и мы так и ходили - 5 курских лодок в Турции. Это дает некоторые преимущества - первая пришвартовавшаяся лодка сразу говорит, что за ней идут еще 4 лодки, и уважение от турков обеспечено. В нашей марине вообще удивились наличию 2 лодок из Курска. За весь 2018 год мы были первыми из Курска. Что и говорить, известие о том, что в других маринах есть еще 3 лодки курян сильно удивило, если не сказать иначе, персонал нашей чартерной компании.
Заезд был разноплановым. Кто-то прилетал за день до приемки лодки, кто-то - за неделю и с семьей, кто-то за пару дней. Я выбрал средний вариант - прибытие в Мармарис за 2 дня для акклиматизации и суточная пересадка в Стамбуле, чтобы зайти в Софию и просто побродить по центру Стамбула, на большее времени все равно не хватит. Я лично уже бывал в Стамбуле и город, если честно, мне не сильно нравится. Очень суетно, жарко, по большей части грязно, узкие тесные улочки и очень резкие перепады высот. Но София, безусловно, стоит всех этих жертв. В этот раз я учел предыдущий опыт и забронировал отель максимально близко к Софии, благо вокруг нее полно небольших отельчиков.
Приключения начались еще в Курске. Помня о прошлой своей поездке на яхту и то, что началась она с опоздания на поезд, я более ответственно подошел к поездке, не ходил на Авангард, который играл на следующий день (и, к сожалению, без меня проиграл), лег спать пораньше, завел все будильники и не проспал. Сюрприз был, когда я начал вызывать такси. Оказалось, что в 6 утра, в Курске нет такси, а те, что есть, стоят очень дорого. Пока я думал, вызывать ли такси с повышенной ценой, оно тоже пропало, и ЯндексТакси показывал, что в данный момент времени у него для меня нет машин. Параллельно вызвали такси через другую службу - там заказ приняли, но машина также не ехала. Из соседнего подъезда ехали Валера с Ириной, и у них были те же проблемы.
Немного понервничав, мы смогли все же вызвать одну машину на 4-х и приехали на вокзал за 10 минут до отправления поезда, таким образом нарушив мою традицию перед отъездом выпивать кружку пива на вокзале. Хорошо, что я запасливый, и взял его в дорогу. Но, забегая вперед, скажу, что нарушение традиций все равно аукнулось нам в походе.
До Стамбула долетели без проблем. Там нам предстояло разделиться с Валерой и Ириной, они как и я не любили Стамбул, поэтому улетали в Даламан первым же утренним рейсом и встретиться с другими участниками нашей регаты, из Курского парусно-туристического клуба - Эдуардом, Александром и их супругами, которые как и Фич, не были ни разу в Стамбуле и потому решили немножко погулять по Стамбулу, раз уж все равно летим через него. По дороге из аэропорта мы попали в солидную пробку, нас пытался обмануть таксист, но доблестные работники нашего отеля не дали ему это сделать - в общем, приключения продолжались, но поездка все равно шла своим чередом. С Эдуардом и Александром мы летели разными рейсами, в разное время, жили в соседних отелях, поэтому ушло некоторое время на то, чтобы 4 курян, поздним вечером 26 сентября, все-таки встретились на гостеприимной стамбульской земле. Сил осталось только на то, чтобы посидеть в уютной кафешке недалеко от отеля, договорится и планах на завтра и наконец-то пойти спать.
Стамбул слишком велик, чтобы его посмотреть не то, что за 1 день, но даже и за неделю. Поэтому мы решили не пытаться объять необъятное, а хорошенько выспаться до обеда, сходить в Софию и там уже по оставшемуся времени посмотреть, что успеем. В принципе, план был успешно реализован, кроме Софии мы успели еще в цистерну Базилика (делать там особо нечего). В Софии к нам подошел местный гид, который провел весьма интересную экускурсию, особенно понравилось, как он использовал Iphone X - делал фото удаленных элементов храма, приближал их на телефоне, камера позволяла, и можно было понять, о чем он говорит. Мне с моим зрением очень понравилось. Дальше перекусили, вызвали Uber и поехали в аэропорт. По дороге в аэропорт мы опять попали в пробку и была даже некоторая вероятность снова опоздать на самолет (да что ж такое-то!). Но все обошлось, мы успели.
В аэропорту встретили экипаж еще одной нашей лодки, капитана Тонеля, компания начинала собираться. Перелет и трансфер прошли без проишествий. В Мармарисе встретились с нашим другом Исмаилом, пока все шло по плану, с небольшими отклонениями. Например, выяснилось, что один участник лодки Тонеля и один - моей лодки, волшебным образом забронировали себе вместо 2 ночей по одной ночи в отеле. Но поскольку нас было много, а турки весьма лояльны в принципе, а к большим группам - тем более, все как-то перемешались и всем хватило места, даже осталось. Правда, у Тонеля пытались дважды списать деньги за отель, но это мелочи. На следующий день была запланирована экскурсия в Памуккале, нам достался очень интересный водитель, который знал Мармарис даже хуже, чем я, поэтому мне пришлось показывать ему дорогу от нашего отеля, до отеля, где жили Эдуард и Александр. Ситуацию осложняло то, что водитель не только не знал Мармарис, но и английский. Но мы справились, я-то тоже не сильно знаю английский, зато очень хорошо - язык жестов. Мы помчали в сторону Памуккале.
Экскурсия понравилась всем - там есть на что посмотреть, несмотря на большое расстояние, которое нужно проехать, чтобы попасть туда, особенно ванны Клеопатры. Очередная порция приключений случилась на обратной дороге. Территория музея большая, и мы разделились чтобы каждый мог посетить, что ему нравится, встретится должны были на выходе. По крайней мере, так поняло турецкого водителя 9 из 11 участников экскурсии. Валера с Ириной почему-то поняли, что он нас будет ждать в деревне, внизу, и пошли туда пешком, несмотря на кучу запрещающих знаков. Водитель действительно был внизу, ждал от меня звонка о том, что мы готовы, чтобы забрать нас с парковки, где ему не хватило места. Но я не мог позвонить ему, потому что мы ждали Валеру, а его все не было, потому что он был внизу. Телефоны у Валеры и Ирины, конечно же разрядились - зачем они вообще нужны? Уже начинало темнеть, и мы решили, что надо что-то делать. Эдуард и Александр вызвались пешком сходить в деревню, чтобы поискать там Валеру. Идти решили по дороге, чтобы, если вдруг что, встретить наш автобус. Буквально через 5 минут на связь вышел Валера, он смог зарядить телефон, мы ему объяснили, что все остальные в сборе, нас можно забирать и еще через 2 минуты автобус был на парковке, но без Эдуарда и Александра, которых никто не встретил по дороге. В общем, классика жанра, мы нашли Валеру и Ирину, но потеряли двух других участников. Учитывая, что мы знали, куда они пошли, решили спуститься на машине вниз, все равно рано или поздно они туда выйдут. Оказалось, что рано, потому что они не пошли по дороге, а решили срезать по пешеходной дороге, в итоге, разминулись с автобусом, зато встретили черепаху и сняли с ней видос. Наконец-то собравшись вместе, мы помчали назад, в Мармарис. Вечером предстояло встретится с очередной порцией курян, да и на следующий день нужно было принимать лодку, поэтому лечь спать нужно было по возможности пораньше. Возможности такой не предоставилось, и спать я пришел около 4 утра.
Следующий день у нас было броуновское движение - 30 с лишним человек в 3-х маринах собирались в экипажи и принимали 5 лодок, закупали продукты, настраивали связь. С этим нам повезло - Исмаил заранее купил мне симку. Альбатрос марина недалеко расположена от Мармариса и можно легко доехать на автобусе или дешево на такси, к тому же в нашей чартерной компании - Offshore sailing была русскоговорящий менеджер Наталья, что сильно упростило взаимодействие. Нам понадарили презентов с символикой чартерной компании, и даже бутылку вина, и наконец-то передали то, зачем мы проделали весь этот путь - 47-футовый катамаран Catana, отдельно предупредив, что это не обычный прогулочный кат, а вполне себе гоночный, способный развивать скорость до 25 узлов. Была и обратная сторона - им нужно было очень осторожно управлять, потому что возможен оверкиль, в отличие от прогулочных катов. В остальном катамаран поражал воображение - большие каюты, куча свободного пространства, были даже кондиционеры в каютах. В общем, мечта, а не лодка.
Как обычно, была и ложка дегтя - именно в это время около берегов Греции был какой-то цунами и неизвестно, куда он мог пойти. По прогнозу - в другую от нас сторону, но это неточно, когда имеешь дело с прогнозами. Поэтому в субботу все марины были закрыты, и нам нужно было корректировать наш план переходов, который предполагал после приема лодки короткий переход до Чифлика. Ближе к вечеру стало известно, что прогноз сменился на благоприятный, шторм уходит в другую сторону, и завтра утром можно смело выходить. Жаль, что пряча нас от шторма, лодку перешвартовали сильно в глубь марины, и выйти самостоятельно мы не могли, а это значит, что выход откладывался до 8 утра, когда придут работники марины. Но в любом случае, это был неплохой расклад, если бы шторм пошел в нашу сторону, мы могли всю неделю просидеть в марине. Корректировка маршрута была минимальная, если не будет никаких сюрпризов, то завтра же вечером мы должны войти в график, за день нагнав небольшое отставание. Сие радостное событие, а также приемку лодки и знакомство с новым членом экипажа - Александром, одноклассником Петровича, мы и отметили в кафешке марины. Для Александра это был первый опыт яхтенных походов, все было в новинку, вызывало интерес и, как и все новое, даже некие опасения. С помощью рома и нескольких морских баек мы, как могли, развеяли его опасения.
Работники марины, как и обещали, пришли в 8 утра и выпустили нас. Позже мы узнали, что нас еще рано выпустили, другие лодки вышли еще позже. К тому же, у нас хоть и был самый большой катамаран, но за счет мощных моторов и хороших обводов мы даже против ветра развивали скорость в 7-8 узлов.
С ветром как-то не задалось, он был строго в морду, а с учетом маршрута в 43 мили ходить галсами не было никакого желания, тем более мотор позволял идти против ветра, поэтому паруса даже не стали пытаться ставить - это же только первый день, вдруг потом ветер поменяется.
Обнаружилась проблема с рациями. Уж не помню почему, но накануне решили общаться на 70 канале. Перед выходом протестировали связь с Лехой, получили подтверждение простому правилу - не берите китайские рации. Я слышал Леху прекрасно, а вот его китайская рация меня не воспринимала. 69 канал - работает, 71 - тоже, а вот 70 - не очень. Так и пошли - с Лехой настроили 71, а штатную рацию на 70, для тех, кто не читает вайбер. Кстати, о рации ICOM M24, которую я уже второй раз брал с собой, могу сказать только хорошее. В первый раз она тоже себя зарекомендовала лучше китайских, но там было чуть хуже слышно, но каналы работали. Теперь выяснилась проблема с каналами. Позже, насколько я помню, китайская рация Тонеля тоже себя не очень показала. В общем, не экономьте, покупайте нормальные рации.
Погода тоже оставляла желать лучшего, все-таки рядом бушевал цунами. Волна была мелкая, встречная, неприятная, поэтому переход непросто дался экипажу, ну а кто говорил, что будет легко? Зато все прочувствовали морскую жизнь в полной мере. В остальном, переход особо ничем не запомнился. Сложности были на швартовке. Леха пришел минут на 15 раньше нас, и когда мы подошли на стоянку, к острову Святого Николая, они уже заканчивали растягиваться на берег. Было принято решение стать и связаться, ведь это первая стоянка, и наверняка всем захочется поближе пообщаться, а на тузиках много не пообщаешься. Однако, оказалось, что легко сказать, но не так легко сделать, если ты на 47 катамаране. В итоге, на швартовку у меня ушло минут 20, зато получилась хорошая практика по управлению катамараном. Хорошо, что не в марине.
Со временем подтянулись остальные 3 лодки, мы все вместе связались, и начались хождения в гости, осмотры яхт. Несмотря на плохой прогноз, вечером погода была шикарная, все накупались вдоволь. С нашей лодки народ даже успел сходит на экскурсию на сам остров Святого Николая. Жаль, что к моменту прихода 5-й лодки было уже темно, и не получилось сделать общее фото, как мы в 5 лодок стоим около острова Святого Николая. Хотели сделать рано утром, но у природы были другие планы.
По плану решили утром не спешить сниматься со стоянки и еще чуток поплавать, а потом уже идти дальше. Однако, погода начала портиться еще ночью, пошел дождь, через открытые или неплотно закрытые окна в каюты попадала вода, ночью приходилось вставать, проверять, не сорвало ли яхту с якоря. В принципе, все обошлось, кроме намокших вещей и документов, но утром уже речи о купании не было, нужно было побыстрее сниматься с якоря и идти к месту следующей стоянки, там по прогнозу должна быть хорошая погода. Правда, тот же прогноз давал дождь на весь день, на протяжении всего пути, вплоть до самого Каша.
Выйдя за остров Св. Николая слегка удивился - по прогнозу был дождь, но впереди была явно гроза, причем хорошая такая. Будем надеяться, что с хорошей погодой в Каше прогноз не ошибся.
Глядя на сверкающие впереди молнии, наш яхтенный новичок, Александр, с надеждой спросил, а в яхты молнии не попадают? Пришлось расстроить - законы физики никто не отменял, попадают, еще как попадают. И рад бы обмануть, но скажешь, что не попадают, и по закону Мерфи точно попадет. Хоть для лодки это не смертельное, но очень неприятное событие.
Так и шли. Дождь, ветер порывами до 30 узлов, как обычно в морду, впереди вышедший чуть раньше Леха периодически пропадал из виду, в стене дождя. Погода менялась на глазах. Черные тучи за 15 минут рассасывались до обычных серых тучек, из которых чуть моросил дождь, и наоборот - ни с того, ни с сего, внезапно начинали сверкать молнии впереди. Постоянно на палубе дежурили мы с Олегом, остальной экипаж был в поиске уютного места на яхте - где не качает и не идет дождь. Мы бы тоже поискали уютное место, но с такой видимостью и такими габаритами даже одному было сложно следить за ситуацией.
Ближе к обеду жизнь стала налаживаться. Все, что болталось и терлось, мы подтянули и зафиксировали. Дождь стал идти иногда, а иногда его не было, и даже было похоже на солнце. Я окончательно промок, и это перестало меня волновать, к тому же, мы стали бороться с сыростью с помощью рома и остатками вчерашней курицы. А известно, что нет лучше средства от холода и сырости, чем ром и курица. Я гарантирую это!
Волновала только лодка Лехи, которая шла впереди и справа, но потом взяла левее, пересекла наш курс и всем своим видом давала понять что идет в Каш-марину, где мы должны были стоять через день, на обратном пути. На связь с лодки никто не выходил, ни через инет, ни по рации. При чем, игнорировали не только меня, но и Петровича, у которого на лодке была вся семья. Ему тоже было интересно, что с ними, я ему скинул фотку впереди идущей лодки с оптимистическим комментарием "ну по крайней мере лодка цела" и предположил, что может какая-то поломка и сейчас не до вайберов, идут в марину для того, чтобы починиться, потому что наша стоянка у ресторана не предполагала ремонтных мастерских.
Ситуация оказалась проще. Капитан Леха прилег на сетке поспать, потому что устал, а старпом Юра чуть-чуть попутал курс, но в марину никто не собирался, и с лодкой был порядок. Ну а с рациями все еще проще - ее просто сделали слишком тихой, и ее никто не слышал. После сеанса связи курс исправили, рацию включили, выглянуло солнышко, стихли волны, народ стал загорать, а на мне даже просохла одежда. Молнии теперь сверкали сзади, а впереди было ясное небо. В общем, прогноз не обманул.
И все же, непогода оставила последнее слово за собой. Уже перед заходом в бухту, к ресторанчику, нас догнал в буквальном смысле остаток грозы. Как в фильмах про нечистую силу, некоторое время за нами гналось низко летящее и постоянно меняющееся сизое облако. Буквально за 200 метров до поворота пошел дождь, очень сильный дождь с ветром. Из приятного - ветер был в спину, с другой стороны, спине было больно. Думал, синяки будут. Мыс, который был в 200 метрах и который нам нужно было обогнуть, пропал из вида, пришлось заходить в бухту по приборам. Очень не хотелось ждать окончания дождя, а в бухте наверняка было гораздо спокойнее.
В бухте действительно было спокойно, тем более, что пока заходили, тучка вся вышла, и швартовались мы уже под солнцем. Причальчик не произвел на меня впечатления, и поэтому мы даже не стали спрашивать, а сразу бросили якорь и когда подошли к понтону оказалось, что зря - там были муринги. Приятная неожиданность. Собрали якорь, стали на муринг, правда, достался всего один, пришлось подвязаться к соседней лодке, чтобы стать ровно. Забронировали места еще на 3 лодки, фактически заняв этим весь причальчик, и стали ждать остальных, купаться и готовиться к вечеру - сегодня все могли собраться в ресторане, за одним большим столом. Случайно заметил, что сильный ветер порвал веревку с флагами, и наш флаг чудом не улетел, веревка зацепилась узлом, а флаг удачно попал в сумку к гроту и там переждал непогоду. С помощью беседки починили веревку, сделали пару фото и заново подняли клубный флаг.
В этот раз все собрались до темноты, успели сходить в весьма спартанский душ с холодной водой, поплавать, половить когтежуев и просто побродить по окрестностям. Наша лодка перед походом в ресторан еще и поужинала, мало ли какая кухня в ресторане. Оказалось, что кухня вполне приличная, но зато была экономия бюджета.
Несмотря на 2 дня непогоды, вечерами погода налаживалась, мы собирались большой дружной компанией и была надежда, что дальше все совсем наладится. По крайней мере, прогноз так говорил. Да и вечером выглянуло солнышко так, что пришлось опускать шторы. Прогноз не врал, но, несмотря на улучшение погоды, позже мы поняли, что это была белая полоса.
Даже с учетом сложностей с погодой, мы все равно двигались по плану и достигли дальней точки маршрута. Дальше мы должны были неспешно возвращаться домой. Этот день обещал быть самый простым. Утром отшвартоваться от ресторанчика, зайти в грот, на сам остров Кастелоризо и зашвартоваться в новой Каш марине, где можно было комфортно помыться и пополнить запасы. Всего 16 миль, по сравнению с прошлыми днями - это вообще ничего, да и погода должна была исправится.
С погодой действительно все наладилось, а вот остальное как-то прям с утра разладилось. Сначала датчик работы водной помпы начал почему-то моргать, вне зависимости от того, пользовался кто-то водой, или нет. Мне это показалось подозрительным, и я выключил помпу. После этого логично пропала вода и стала дилемма - как без помпы включить воду. Правильный ответ - никак. А датчик все равно моргал. В итоге позвонили в марину, нам сказали: "Забейте, это нормально". Ну разобрались, но осадочек-то остался.
Дальше при отходе от понтона каким-то образом намотали веревку от муринга на винт. Я еще ни разу не наматывал веревку, слегка удивило, но с кем не бывает. Старпом Олег быстро занырнул и размотал муринг, отделались легким испугом. Пошли в грот. При подходе к гроту поняли, что волна не очень приятная, можно туда и не попасть. На неприятной волне чуть не утопили мотор, пока вешали его на тузик и решили не ходить в грот, что-то утро не задалось, в гроте будут явно проблемы. Пока просто стояли и купались, Александр умудрился спикировать на Олега, да так, что у него аж маска слетела. Хорошо, обошлось без последствий, но я явно представляю себе заголовки газет - "2 курянина столкнулись лбами в открытом море, возле греческого острова". Бывает... Заодно обнаружили, что кто-то, видимо ночью, открывал холодильник и сломал ручку. Ну как сломал. Там шуруп раскрутился, если бы тот, кто это сделал своевременно сообщил об этом, проблем бы не было. Ну, в общем-то, шуруп и так нашли, прикрутили, холодильник снова был в рабочем состоянии.
Итого - куча мелочей, каждая из которых вообще не проблема, но когда они случаются буквально за 3 часа - это как-то неприятно. Экипаж начал искать мистическое объяснение нашим неудачам, например, что если внимательно присмотреться к марке нашей лодки, то ее можно прочитать как САТАНА. А надпись эта была не только на борту, но и на входе в кают-компанию, поэтому смотрели на нее регулярно. Пошли дальше - проблемы серьезнее. Стал вырубаться автопилот. Это приводило к противному писку и потере управления лодкой, если она шла в это время на автопилоте. Точнее, вырубался не сам автопилот, а прибор, отвечающий за него. При включении автопилота через gps-навигатор все работало без проблем. Дошли до Каш марины без автопилота, благо недалеко было.
Хорошо постояли среди мелких островков, пообедали, искупались. Но как обычно не обошлось и без сюрпризов - выяснилось, что наши якоря перекрестились. Радовало, что об этом узнали до отхода, поэтому я отходил первым и проблем удалось избежать. Но все равно - что за день!
Швартовка получилось эпичной. Чудо-помощники из марины умудрились утопить муринг и пока они его повторно доставали, нас начало нести не соседнюю лодку. Экипаж скопился на борту, чтобы отталкиваться, я хотел движками выровнять лодку, которую несло не только на соседнюю лодку, но и еще слегка в понтон, но парковщики жестами показали выключить двигатель, типа все хорошо. Натяжки муринга не хватило, и нас все же тюкнуло в понтон, а когда я все же дал газ вперед, мы намотали второй раз за день веревку от муринга на винт, это ровно на 2 раза больше, чем я их наматывал за все время, что хожу на яхтах.
Размотать веревку так же лихо, как утром, не получилось, несмотря на помощь с соседней яхты. Веревка попала внутрь и никак не хотела выходить. Выбившись из сил, решили оставить как есть, почти вся веревка была убрана, винт крутился свободно. Погоняли в разные стороны и решили, что завтра может быть веревку растреплет и ее будет проще достать, да и вообще, вдруг завтра будет лучше, чем вчера.
И в завершении вечера у нас кончился газ. Казалось бы, какие проблемы? Но в этот день это была целая история. Мы уже сидим и пытаемя просто пережить этот день, потому что явно за что не возьмись - проблемы. Позвали Женю, который нам помогал распутать веревку на винте, выпить по стаканчику рома со словами "Жень, иди к нам! Да не бойся, в этот раз ничего не случилось, просто посидим." И в это время кончается газ, меняем баллон - газа, конечно, нет. В этот день по-другому быть не должно. В общем, Женя вместо рома занимался диагностикой газа. Неприятность эту, конечно, тоже пережили, вместе со старпомом Олегом. Газ у нас появился, а неприятности на этот день закончились. Ну если не считать, что стоянка в Каш марине для нашей лодки вышла чуть больше 100 евро в сутки + электричество отдельно. Зато марина красивая, что и говорить.
С другой стороны, одной из наших лодок ловкие швартовщики вообще фонарь разбили и сказали, что так и было, а магазин тут недалеко. К тому же, все сложности экипаж пережил достойно, без упаднических настроений. А на разматывании веревок старпом Олег теперь может деньги зарабатывать.
С опаской ждал я этого дня после прошлого дня, но все обошлось. С утра пораньше, без происшествий, вышли из марины и пошли на Патару, по плану там должны были провести все свободное время. Ночевка - в неизвестной бухте, но по навиониксу написано, что там есть якорная стоянка. До Патары шли аккуратно, регулярно проверяя движки - ведь часть веревки была на винте. По пути решили было зайти вместе с остальными лодками в Калкан, на рыбный рынок, за свежей рыбой, но потом передумали - еды полно, лучше побольше времени провести на Патаре.
В итоге, на Патару мы пришли первыми из нашей флотилии, бросили якорь, отправили на берег всех желающих - а это оказался весь экипаж, кроме меня и старпома. Мы с Олегом тоже не скучали, помыли-таки яхту, а то сначала за нас ее мыл дождь, потом было не до помывки, теперь дошли руки. Дальше, обмыли это событие ромом и решили, что пришло время занырнуть - как минимум сами помоемся, а то, как же - лодка чистая, а мы - нет, ну и надо попытаться все же вытащить веревку. Яхта вроде бы идет нормально, но спокойнее будет все же без веревки на винте.
Вооружившись отверткой и маской, мы пошли на второй раунд боя с веревкой. В принципе, пока Олег возил народ на берег, я уже произвел разведку боем и результат в виде 2 см веревки меня обнадежил, но ее все равно оставалось много, и сидела она крепко. Вдвоем мы стали терзать веревку с удвоенной силой, что, в общем-то, логично. И минут через 15-20 я вытащил последний, победный кусок веревки из винта, который решил сохранить на память, в музей Яхтклуба.
Жизнь окончательно наладилась после победы над веревкой, к неработающему автопилоту я уже привык и заменил его автопилотом на плоттере, а вчерашний день начал потихоньку забываться и не казаться таким уж неудачным, хотя я долго еще буду вздрагивать при дате 02 октября. Это вам не 3 сентября, конечно, но все же. В это время подошел экипаж Тутова, который сообщил по рации, что им нужна помощь в доставке экипажа на берег, ибо их тузик требовал ремонта. Не вопрос, у нас с тузиком проблем не было, мы его вчера благоразумно не сильно эксплуатировали. Я решил просто сходить в гости, благо стали рядом, в случае чего доберусь вплавь. Пока собирались, пришло еще одно пожелание - для ремонта лодки нужен клей, ибо на их лодке клей есть, но высохший. С клеем у нас тоже был порядок - чем хорошо ходить большой флотилией. И весело, и если что, есть кому помочь.
В общем, отлично посидели, отремонтировали тузик, не заметили, как наш экипаж нагулялся, нафоткался, наплавался и уже был готов вернуться на лодку. Да и контрольное время уже было на исходе. Бухта для ночевки незнакомая, лучше туда зайти пораньше, чтобы было время для маневра. Так и получилось. Во-первых, тяжко были идти мимо Патары - встречный ветер и малая глубина создавали неприятную волну, которая сильно тормозила нас. Пришлось отойти подальше, что заняло время. И сама бухта оказалась не сильно пригодной для якорной стоянки - каменное дно и глубина от 20 метров. Решили идти дальше, тем более еще было светло. Сначала хотели обратно на остров Св. Николая, но решили для разнообразия стать в бухте Бабочек, оно и поближе было, и хоть какое-то, но разнообразие.
В бухте Бабочек не так много места, к тому же, уже были лодки, поэтому решили опять связаться для экономии места. Вязался к Лехе я уже в сумерках, причем основной якорь не брал, пришлось кидать второй, Тутов подошел по темноте. Остальные 2 лодки решили идти до упора, то есть до острова Св. Николая. Поднялась волна и жестко связанные лодки, качаясь на волнах, стали рвать веревки и вырывать утки. Особенно была проблема с лодкой Тутова, которая еще и сильно отличалась от нас по габаритам. Пришлось чуть распустить веревки, которыми были связаны, и проблема была решена. Дежурить решили одной сменой на 3 лодки, поэтому на долю каждой лодки выпало по 2 часа вахты - еще один плюс хождения вместе. Наша лодка дежурила первой, до 2 часов, но мы перевыполнили план и продежурили до 3, потому что кто-то хотел отыграться в карты.
Нас с Олегом экипаж освободил от дежурства - можно было спать спокойно, тем более, что это был первый день похода с хорошей погодой и без каких-то аварийных ситуаций.
Наш поход двигался к завершению, и в этот день мы должны были подойти еще ближе к Мармарису, в бухту Гечека, к одному из многочисленных мест, в которых якобы бывала Клеопатра. И когда она успела столько мест посетить?
Утром, с рассветом, снялись с якоря и лихо выдвинулись по маршруту, без каких-то проблем. На выходе из бухты Бабочек, справа по борту, я заметил какой-то посторонний предмет. Шедший впереди Тутов бодро сообщил, что это фендер, и пока я пытался вызывать идущего последним Леху, чтобы тот подобрал ценный груз, ибо нам для этого нужно было возвращаться, Тутов чуть менее бодро сообщил, что это их фендер. В принципе, это логично, кроме нас в бухте стояло еще 2 лодки, и это либо их, либо наш фендер.
Дальше по плану у нас было купание и посещение грота с дырой вверху - уж сколько лет там бываем, но так и не знаю, как он официально называется. Стоять там неудобно, большая глубина, поэтому решили не задерживаться и идти в конечную точку, тем более что там вроде было что посмотреть.
Дошли без проблем, разве что непривычно много лодок в бухте Гечека. До этого, кроме своих лодок, мы могли кого-то встретить раз в час или два, а тут одновременно, да еще и в разных направлениях двигались несколько десятков лодок. Хорошо, что пришли пораньше - оказалось что причальчики небольшие, и по сути, мы своими 5-ю лодками заняли почти все свободные места.
Не обошлось и без происшествий - нас без сомнения ждут приключения, мы ведь не любим скучать (с). Сначала одну из наших лодок чудом не прогнали от причала по причине того, что мест нет. Мы совершенно случайно гуляли рядом и вовремя вмешались. Оказалось, парковщик заметил, что все наши лодки имели флаги - 3 лодки с флагами Яхтклуба PaRUS и лодка Тутова с флагом своего клуба, но он был тоже на синем фоне. В общем, для турка они были примерно одинаковыми, а 5-я лодка, не принадлежала ни к какому яхтклубу, была, так сказать, беспризорная, но турок об этом не знал и посчитал, что они не с нами.
После того, как решили проблему с местами, пришлось поволноваться и при парковке. Сложно описать, что произошло, жаль не было с собой телефона, но парковка была фееричной, с разворотом лодки на 180 градусов буквально в метре от берега. В общем, немного везения и нос, обшитый нержавейкой, позволили нам обойтись без аварии.
Оставшиеся полдня мы гуляли по берегу, нашли те самые ванны Клеопатры. У тех, кто пошел туда на тузике, ожидаемо кончился бензин, а весла настоящие моряки оставляют на яхте, там от них пользы больше. Потом кончилась вода в душе,
когда наши дамы его принимали, потом феном чуть не разрядили аккумулятор на нашей лодке - кто ж знал, что электричество не подключено. В общем, было весело. Отдельно хочу выделить полет Навигатора, то есть Тонеля.
Я как раз находился на их лодке, слушал проклятия экипажа на тему "зачем вы нам это показали", "как теперь ехать в обычный ал инклюзиф" и "мир никогда не будет прежним", а краем глаза видел, что к нам идет бодрым шагом Тонель. А надо сказать, что причал там
был весьма коварен, почти как раствор, чуть раньше я сам убедился в этом. Некоторые как раз обвинили раствор, но я точно знал, что это дело в причале - он скользкий для бокового скольжения трапа. В общем, когда у меня за спиной раздался громкий плюх, кто-то сказал
"крупная рыба", на что я ответил "конечно крупная, это ваш капитан". Мне не поверили, типа "Наш капитан бы туда не пролез" (не то чтобы он толстый, но все же), там узко между яхтой и понтоном, но пошли на всякий случай посмотреть, скорее на крупную рыбу, но увидели мокрого и удивленного
Тонеля, который как раз выбрался из воды и пытался понять, что это было. Отделался легко - синяком на руке и, конечно, испугом.
Еще сходили в плавучий Мигрос. Реально большой магазин на воде, куда ходят на тузиках. Подошел, народ закупился, и он отошел. По ходу, он кружит по всей бухте Гечека. Внутри, говорят, все как в обычном Мигросе, что удивительно, даже цены.
В целом, место весьма достойное, есть что посмотреть, на берегу цивильные туалет с креслом и душевые кабины, но нет электричества на парковке и могут быть трудности с водой. Как я понял из непереводимой игры турецких слов, кто-то что-то забыл сделать, скорее всего включить опреснитель, и поэтому весь вечер мы были без воды. Что касается ресторана - категорически не понравился. Там весьма солидные цены, но это и понятно, если там даже воды нет, это все естественно закладывается в цену, но там еще и невкусно, и этому нет объяснения и оправдания. Поэтому долго в ресторане мы не задержались, поели и разошлись по лодкам. Утром предстоял ранний подъем, чтобы пораньше сдать лодку. Особенно это было актуально для Тонеля, у которого был самый тихоходный катамаран, они решили выходить в 4 утра, еще по темноте. Остальные решили дождаться рассвета.
Ночью погода опять испортилась, поднялся сильный ветер, я даже несколько раз вставал проверить, как у нас дела. Дождя не было, и это уже хорошо, а к утру, к нашему отходу, и ветер стих.
План на день был простой - максимально быстро добраться до бухты Мармариса, взять на борт Андрея и Веронику, которые все это время были в отеле, прокатить их до марины, по возможности искупаться крайний раз за этот поход и сдать лодку.
Ветер почти все время привычно дул в морду, парус ставили часа на 2, когда по какой-то неведомой причине подул бейдевинд. Катамаран радостно прибавил в скорости - такое ощущение, что он тоже устал всю неделю ходить под мотором и рвался в галоп как молодой, застоявшийся конь.
В бухту Мармариса пришли по плану, небольшие сложности были с посадкой новых членов экипажа - оказывается, вокруг их отеля, да и соседних, кружили всякие бананы и ватрушки, плюс дул ветер, и я неуютно себя чувствовал, пока ожидал тузик с гостями.
На подходе к марине нас приняли парковщики, и дальше они уже сами завели и привязали лодку - водная часть нашего похода была закончена.
С приемкой лодки проблем не возникло: автопилот закоротило не по нашей вине, еще нашли поломанные антимоскитные сетки, но сказали, что это мелочь. В остальном претензий не было, хотя проверяли весьма тщательно.
Дальше - финальные фотки, сбор вещей и заключительный ужин у Чарли, с Исмаилом. Вот там действительно было вкусно. Жаль, что такси было на 4 утра и вдоволь посидеть не получилось, да и сказался ранний подъем.
Возвращение домой прошло без эксцессов, кроме того, что рейс, на котором летела часть нашего экипажа, перенесли на 12 часов и посадили в другой аэропорт. Для Юры, который был на машине, наверное, это был неприятный сюрприз. Большая же часть экипажа успела на самолет, потом на поезд, и самые хитрые даже успели посидеть в Ростиксе на Курском вокзале, где нам поначалу предложили сдать рюкзаки в камеру хранения, потому что "с этим в ресторан не ходят". Кто найдет ресторан на Курском вокзале - от меня отдельный респект, остальным сообщаю, что это кафе с говорящим названием "Ракета", которое, к сожалению, соседствовало с Ростиксом. В "Ракете" мы на всякий случай есть не стали, а то мало ли чего, а у нас еще поезд. В поезде тоже, кстати обошлось - бравые полицейские ничего не имели против людей, чокающихся чаем. А вот в другом поезде, насколько мне известно, были не такие лояльные полицейские и протокол все-таки составили.
На этом всё.
Хочу сказать спасибо всем, кто был в этом походе. Флотилия из 5 курских лодок - это круто. Скоро все в Мармарисе будут знать, где находится портовый город Курск, да простят меня немногочисленные некурские варяги. Несмотря на большую численность, подобралась отличная компания, и я надеюсь, что мы все еще встретимся. И не как мушкетеры, 20 лет спустя, а гораздо раньше и чаще.
Отдельное спасибо моему экипажу, и персональное - старпому Олегу, один бы я с такой лодкой не справился даже при нормальном раскладе, а с учетом всех наших приключений - и подавно. Наши девушки, несмотря на все сложности с погодой готовили шикарные трапезы, не уступающие ресторанным не только по вкусу, но и по сервировке. Все стойко перенесли непогоду, день 2 октября и прочие неожиданности. Александр очень хорошо проявил себя для первого, да и для второго похода тоже. В общем - мечта, а не экипаж, как говорится, что и требовалась доказать.
Короче - хорошо, что хорошо кончается!
© 2018 - 2024 Yachtclub Parus. | Design by W3layouts